СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
16-18 июля состоялся трехдневный визит в Россию председателя КНР Цзян Цзэминя. В Кремле были подписаны договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и совместное заявление. Формально договор заключен на 20 лет, но в тексте есть формулировки о "вечной" дружбе. Глава КНР посетил также Волгоград, а затем отбыл в поездку по Белоруссии, Молдавии и Украине.
Сроки визита были выбраны не случайно. Цзян Цзэминь прибыл в Москву сразу после крупного успеха Пекина, который сумел добиться права на проведение летних Олимпийских игр 2008 года (см. "РМ" NN4372-4373). Сразу после визита проходила встреча "Большой семерки" в Генуе, на котором Владимир Путин получил возможность предъявить "дружбу с Китаем" как один из козырей России.
Россия стала единственной страной, с которой Пекин подписал договор такого уровня. Во время визита Цзян Цзэминя было указано на согласие между двумя государствами по целому ряду ключевых вопросов. В их числе заявление об общем подходе к территориальной проблеме (сейчас осталось лишь два небольших спорных участка), договоренности о сокращении вооружений и мерах доверия в пограничной зоне, о взаимном ненападении. В случае агрессии или угрозы агрессии против одной из сторон обе обязались "незамедлительно вступить в контакт друг с другом и провести консультации в целях устранения возникшей угрозы". Совместное заявление содержит согласованную позицию по вопросам американских планов создания НПРО, повышения роли Совета Безопасности ООН, урегулирования в Косове, санкций против Ирака. В документах не говорится о военно-техническом сотрудничестве, но, по ряду сообщений, речь также идет о продаже Китаю российских вооружений. Подтверждена готовность к сотрудничеству в сфере экспорта из России нефти, газа, электроэнергии, строительства АЭС, производства алюминия. Китай намерен приобретать российские самолеты ТУ-204.
Однако скептики отмечают, что спорных вопросов по-прежнему немало и визит Цзян Цзэминя к их решению не приблизил. Поддержка Пекином позиции Москвы в отношении Ирака не слишком прочна, серьезно различается отношение двух стран к событиям в Афганистане и Македонии. Продвижение "Газпрома" на китайский рынок при Вяхиреве было медленным не столько из-за сопротивления официального Пекина, сколько в силу осторожной позиции руководства "Газпрома", не уверенного в извлечении серьезной экономической выгоды (точка зрения Алексея Миллера по этому вопросу пока не обнародована). Есть немало препятствий для реализации самого крупного совместного проекта Таньваньской АЭС (по данным "Новых Известий", сооружение второй очереди станции может быть поручено французским компаниям). Оптимизм по поводу покупки самолетов снизился после недавней аварии под Иркутском Ту-154: авиалайнер долгое время использовался китайцами, и, возможно, нарушения при его эксплуатации в этот период могли впоследствии стать причиной технического сбоя. Да и во внешней торговле КНР Россия занимает далеко не первое место, на порядок отставая от Японии или США.
Наконец, все острее стоит проблема китайской экспансии на российский Дальний Восток (по разным оценкам, здесь проживает от 300 тыс. до 2 млн. китайцев как нелегально, так и при помощи браков с гражданами России). В XXI веке (по одним данным, к 2015 г., по другим к 2050-му) китайцы могут стать второй по численности этнической группой РФ после русских. В малонаселенных дальневосточных регионах все более опасаются, что договор о дружбе это лишь способ закамуфлировать намерения Пекина, а впоследствии их постигнет участь Гонконга или Аомыня. Такие предположения довольно трудно проверить, но игнорировать их тоже вряд ли можно.
В России договор о дружбе с КНР был воспринят по-разному. Антизападники и те, кто любит апеллировать к китайскому экономическому опыту, восприняли происходящее вполне серьезно и говорят о создании мощного противовеса США. Лидер Агропромышленной депутатской группы Николай Харитонов заявил в интервью "Коммерсанту": "Китайцы нам помогут повысить влияние в мире до уровня не меньше, чем у Вашингтона. В союзе с китайцами мы одолеем Америку морально, психологически и экономически".
Не меньше распространена и другая точка зрения: Кремль просто дает возможность Цзян Цзэминю реализовать его инициативу по подписанию договора, ничего особенного взамен не обещая. Общие декларации о дружбе пока не приближают к урегулированию многих спорных вопросов, возникающих между двумя странами. Сказывается и имеющая глубокие корни атмосфера некоторого недоверия к пекинским лидерам. К тому же в ближайшие годы в КНР должна пройти очередная смена власти, и еще неизвестно, подтвердит ли новое руководство прежние обязательства Пекина.
Владимир Жириновский предположил в "Комсомольской правде": "Договор между Россией и Китаем можно будет порвать. Сейчас мы обмениваемся улыбками с китайцами, но улыбками обменивались и Молотов с Риббентропом накануне войны. Все целуются, и в то же время все готовятся к войне и Пекин, и Вашингтон". А Виктор Шендерович пошутил в том смысле, что поездки Цзян Цзэминя в Минск, Кишинев и Киев это элемент инспекции будущей западной границы Поднебесной империи.
Идет также дискуссия о том, есть ли в этой "дружбе" какой-то скрытый от глаз общественности подтекст. Накануне визита "Уолл-стрит джорнэл" со ссылкой на военные источники в КНР сообщила о подготовке некоего "секретного протокола". Это дало повод Александру Янову в газете "Время mn" предположить, что Пекин желает обеспечить "тылы", добившись от России благожелательного отношения к гипотетической войне КНР против Тайваня. Однако, как показывает нейтральная реакция официального Вашингтона, США в такой сценарий не очень верят. Действительно, наметившееся в мае потепление в российско-американских отношениях сулит Москве куда больше перспектив, нежели союз с труднопредсказуемым Пекином. Поэтому сравнения нового договора с пактом Молотова Риббентропа не выглядят убедительно. Россия просто не торопится четко определять приоритеты во внешней политике. Кремль не против стать антикитайским союзником США (см. "РМ" N4364-4365), но пока предпочитает одновременно запугивать и Вашингтон, и Пекин, изучая, какие выгоды можно извлечь из такого лавирования.
МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4374, 26 июля 2001 г.
![]() |
|
|