ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Дрезден. Мечта князей»

Выставка в Дижоне

В Дижонском музее изящных искусств с 16 июня по 1 октября проходит выставка, посвященная Дрездену XVIII века. Выставка довольно изрядная и состоит из двух частей: живописи, привезенной из Дрезденской галереи, и большой коллекции фарфора, хранящегося в Дрездене.

Выставки подобного рода уже проводились в Дижоне достаточно вспомнить ту, что в 1993 г. была посвящена Екатерине II и ее коллекционированию (см. «РМ» N3992).

Как всегда у дижонских музейщиков, все сделано с некоторым размахом даже на парижских улицах красовались большие афиши, приглашающие посетить выставку (как и в случае с Екатериной Второй и ее коллекцией). А что? Дижон находится почти на пути на юг, в 300 километрах от Парижа; туристы, направляющиеся на Лазурный берег, могут сделать небольшой привал в Дижоне с посещением музея, выставки и оглядыванием красот бургундской столицы и ее окрестностей.

Беллотто_картина

Начинается выставка, ясное дело, с десятка огромных пейзажей Бернардо Беллотто (1721-1780) венецианца, работавшего в Дрездене в 1747-1758 гг. (где он был назначен живописцем при дворе Августа III), потом возвращавшегося туда снова, а умершего в Варшаве.

Беллотто был племянником венецианского художника-ведутиста Антонио Канале, прозванного Каналетто, и испытал большое влияние его живописи. Особенно близкими к Каналетто (и почти такими же по качеству), естественно, получаются виды, в которых есть водные глади, например, известный «Вид Дрездена с мостом Августа» 1744 года.

Есть на выставке и другие вещи Беллотто без реки, просто изображающие пригороды Дрездена: с двухэтажными домиками, прохожими, каменными заборчиками, садовыми кущами. На репродукциях измельченность деталей кажется почти непереносимой, но в натуре эти трехметровые холсты вполне гармоничны и представительны. Запечатлел Беллотто и результаты Семилетней войны, изобразив руины колокольни Кройцкирхе (1765); зрителям, выросшим в ХХ веке, это может напомнить руины Дрездена после англо-американских бомбардировок 1945 года.

Значительная часть выставки посвящена многочисленным и никому не известным немецким художникам XVIII века, работавшим в Дрездене, а также иностранным художникам, работавшим там же.

Третья часть экспозиции представляет собой то, что собирали саксонские курфюрсты. Ведь как раз в XVIII веке и складывается знаменитое дрезденское собрание живописи. Начал это дело Фридрих Август I, саксонский курфюрст в первой трети XVIII века (в 1707 г. в его владении было уже 533 картины). При Фридрихе Августе II собирательство было активно продолжено. Собирались северноевропейские школы, потом итальянские, потом голландская школа. (Особым успехом пользовался Филипс Воуверман).

В середине века был куплен известный «Суд Париса» Рубенса. Представлены на выставке и купленные тогда же портреты Дюрера и Гольбейна Младшего, а также французов: Пуссена, Лоррена и Ватто. Вот эта последняя полудюжина художников вкупе с Беллотто и заставит настоящего любителя живописи при возможности зарулить в Дижон.

АНАТОЛИЙ КОПЕЙКИН


Дижон Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4375, 06 сентября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...