МИР ИСКУССТВА

 

«Европа-Данс» трамплин талантов

Европейская академия танца в Грассе

Город Грасс, расположенный в 20 км от Канна, издавна считается всемирной столицей парфюмерии. Но сегодня город славится не только тем, что здесь создают новые духи, но и тем, что в нем открывают новые танцевальные таланты. Третий год здесь работает Европейская академия танца, цель которой помочь выпускникам школ войти в профессиональную жизнь. Каждое лето сюда приезжают на стажировку 1620-летние танцовщики из европейских стран, чтобы повысить свой уровень, а главное расширить диапазон репертуара и стиля. Весь июль 15 девушек и 15 юношей интенсивно занимаются под руководством опытных педагогов и хореографов, совершенствуя мастерство и готовя гастрольную программу. Вначале ее показывают в Грассе, а в августе и сентябре в Париже и ряде городов Франции и других стран Европы. В результате три четверти учащихся академии получают выгодные контракты в балетных театрах и труппах.

Основатель и директор академии Жан-Альбер Картье, давний страстный любитель танца. На директорских постах в парижском театре «Шатле», в балетных труппах Нанси и Ниццы он приобрел огромный опыт, который теперь успешно использует в руководстве своим новым детищем. Если Ж.-А.Картье энергичный и неутомимый двигатель академии, то ее душа Элен Трейлин.

Балерина русского происхождения, она более 20 лет сотрудничает с Ж.-А.Картье, разрабатывая и осуществляя театральные проекты. Благодаря ее высокому профессионализму и тонкому чутью в академию попадают одаренные учащиеся. Будучи одним из художественных руководителей академии, она в течение года ездит по Европе и отыскивает юные таланты. Часть учащихся попадает в академию после ежегодных конкурсных просмотров, которые проходят весной в парижском Театре Елисейских Полей. Благодаря финансовой поддержке мэрии Грасса, ряда посольств и меценатов академия обеспечивает каждого ученика во время летних занятий и гастролей жильем, питанием и ежемесячной стипендией в размере 9 тыс. франков.

Главная особенность нынешнего сезона академии присутствие русской балетной школы. Это связано с тем, что первые две недели танцевальные классы вела Ольга Евреинова ученица Н.Дудинской и О.Иордан. Закончив Вагановское хореографическое училище, она танцевала в разных странах; последние годы работает как педагог и балетмейстер по приглашению лучших школ и трупп мира. О.Евреинова участвовала в постановке «Баядерки», которую Н.Макарова осуществила в Лондоне, Стокгольме, Милане и Буэнос-Айресе. Несколько классических произведений она поставила самостоятельно на сценах Токио, Осло, Монте-Карло, Буэнос-Айреса и Амстердама. В настоящее время она преподает в Нидерландском данс-театре и продолжает сотрудничать с крупнейшими труппами.

Эстафета русской балетной школы от О.Евреиновой перешла к В.Васильеву, который дал в академии несколько мастер-классов. Знаменитый танцовщик и хореограф после премьеры его постановки «Дон Кихота» в Токио возглавил 1-й Международный конкурс танца в Риме и уже на следующий день после его завершения начал свои классы в Грассе.

Когда я видел В.Васильева в этом необычном для него амплуа, мне казалось, что он родился педагогом и только сейчас открыл в себе этот редкий талант. Его класс выстроен в традициях русской балетной школы: здесь все осмысленно и вдохновенно. Но рассказать словами о том, как великий танцовщик преподносит технические основы, как он раскрывает тайны и тонкости своего мастерства, кажется невозможным. Это особый спектакль, где есть своя драматургия, режиссура, много юмора и, главное, яркое горение души и сердца. В.Васильев отдается уроку с такой одержимостью и самоотдачей, как будто это его единственная в жизни возможность вдохнуть свой талант в юные души, которые его понесут будущим поколениям.

Хотя в Грассе не было студентов из России, с некоторыми учащимися из Польши и Эстонии Васильев мог говорить по-русски. С ними также общались по-русски Егор Корнев и Денис Унтила, родом из Москвы и Кишинева, выпускники Парижской (Егор) и Венской (Денис) консерваторий музыки и танца. По окончании занятий и репетиций учащиеся демонстрировали свое искусство на сцене городского театра.

В программу выступлений были включены исключительно постановки выдающихся современных хореографов. Один из них, Ганс Ван Манен, поставивший с молодыми танцовщиками «Концертанто» на музыку Франка Мартина, по окончании фантастического дивертисмента и сам на радость публике вышел на сцену. «Несмотря на юный возраст, это действительно хорошие танцовщики, признал он. Они полностью отдают себя танцу, рискуя, бросаются в поток хореографии и страстно наслаждаются ею. Я это очень люблю. Даже если есть небольшие ошибки, меня это не смущает». Для сложившейся труппы Ганс Ван Манен готов и на следующий год сделать специальную постановку.

Из молодых исполнителей, с именами которых любители танца непременно встретятся в будущем, нам бы хотелось особенно отметить талант 17-летнего Александра Экмана, ученика Шведского балета. Вместе с Кристиной Ом (Швеция), Терхи Росаненом (Финляндия) и Луисом Ривагордой (Испания) он танцевал в миниатюре Матса Эка «Танцевальные па» по мотивам шведской народной музыки, и настолько ярко исполнил насыщенную озорством роль влюбленного деревенского парня, что, казалось, был рожден для хореографии М.Эка. Несмотря на юный возраст, А.Экмана уже сегодня можно назвать «звездой балета», которая украсит любую труппу.

Публика встретилась с этим молодым танцовщиком и во втором отделении концерта в постановке испанского хореографа Начо Дуато на музыку Марка Дель Мар Бонета, где шесть босых исполнителей в крестьянских одеждах исполняют мозаику ритуальных танцев, насыщенных оригинальной жестикуляцией и авангардной пластикой. А.Экман танцевал здесь в составе мужского трио с испанцами Ф.Бошем и Л.Ривагордой.

Концертный вечер в Грассе заканчивала премьера бравурного дивертисмента «Нью-Йорк, НьюЙорк» на музыку Бернстайна в постановке американского хореографа Джоя Мак-Кинли. Этот веселый танцевальный бурлеск объединил практически всех учеников академии, каждого из которых мы, к сожалению, отметить не в состоянии.

ВИКТОР ИГНАТОВ


Грасс Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4376, 13 сентября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...