ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

 

К чему взывает безбрежная степь?

Визит Папы Иоанна Павла II в Казахстан

С 22 по 25 сентября глава Римско-Католической Церкви и независимого государства Ватикан Папа Иоанн Павел II находился с официальным визитом в Казахстане, откуда затем отправился в Армению. Это его 95-я по счету зарубежная поездка.

Хотя в основной своей массе население Казахстана не христиане и, тем более, не католики, уже несколько поколений католиков живут на территории этой бывшей советской республики. Сюда ссылали население «освобожденных» Западной Украины и Западной Белоруссии; сюда выслали многих немцев Поволжья; здесь находилось лагеря, в которых претерпело мученичество немало людей католического вероисповедания (двое из них были недавно беатифицированы). В советское время католики Казахстана не имели никакого пастырского окормления, но сумели сохранить свою веру и передать ее своим детям.

В 1991 г. в республиках Средней Азии были восстановлены канонические структуры католической Церкви. В настоящее время на территории Казахстана существует одна епархия (Карагандинская) и три апостольских администратуры (в Алматы, Астане и Атырау), действуют 33 прихода, и трудятся 54 священника (из них двое греко-католических).

Визит Папы в Казахстан не вызвал такого острого отклика Русской Православной Церкви, какэто было накануне и во время его визита на Украину. Однако и здесь не обошлось без сдержанной критики. Так, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал буквально следующее: «Прежде чем ехать в Казахстан, являющийся канонической территорией Московского Патриархата, Папе Римскому следовало заручиться приглашением предстоятеля Русской Православной Церкви». (Сказанное митрополитом в очередной раз наводит на вопрос о значении загадочного термина «каноническая территория», возникшего в каноническом праве лишь в недавнее время с подачи того же иерарха. Должен ли Папа испрашивать у Патриарха Всея Руси разрешения на посещение, например, Франции, где тоже есть приходы Московского Патриархата? Может ли вообще вестись спор о канонических территориях между разными христианскими конфессиями? Почему не пойти дальше и не говорить о канонической территории ислама? И т.п.) КазахстанКостел

Из аэропорта новой казахской столицы Астаны, где Папу встретил президент Нурсултан Назарбаев, Иоанн Павел II отправился к Мемориалу жертвам сталинских репрессий и возложил венок к подножию монумента.

В воскресенье 23 сентября Иоанн Павел II отслужил мессу на алтаре, оформленном в виде традиционной казахской юрты, под открытым небом на площади «Родина-Мать» в Астане. Папа совершил ее в память о невинных людях, репрессированных в СССР, а также о пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В проповеди, которую Папа, как и большинство других своих выступлений во время этого визита, произнес по-русски, Иоанн Павел II взял за основу своих рассуждений слова апостола Павла: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим. 2,5).

«Апостол, сказал Папа, утверждает прежде всего абсолютную единственность Бога. Эту истину христиане унаследовали от сынов Израилевых и разделяют ее с верующими мусульманами: это есть вера в единого Бога, "Господа неба и земли", всемогущего и милосердного».

Обратив особое внимание на название площади, где совершалась месса, Иоанн Павел II связал идею «Родины-Матери» с христианским учением о целях человеческой жизни:

«Христиане суть одновременно обитатели мира сего и граждане Царства небесного. Они безоговорочно отдаются созиданию земного общества, но остаются устремленными к вечным благам, как бы подражая высшей, трансцендентной модели, чтобы все лучше и лучше осуществлять ее в своей повседневной жизни.

Христианство не есть отчуждение от земных обязанностей. Если порой, при некоторых случайных обстоятельствах, оно и создает такое впечатление, то это происходит в силу непоследовательности многих христиан. В действительности же подлинно переживаемое христианство подобно закваске для общества: оно позволяет обществу расти и созревать в плане человеческом и открывает ему трансцендентность Царства Христова, всецелое осуществление нового человечества».

Среди многих встреч Папы в столице Казахстана (которой ограничился его визит в эту страну) особенно знаменательной была встреча с молодежью в зале Евразийского университета. Там в его выступлении вновь звучали глубокие размышления о смысле жизни человека:

ПЕТР САХАРОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4378, 27 сентября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...