ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ

 

Настоящий двадцать первый век

Начало войны, объявленной
международному терроризму

Если «не календарный, настоящий двадцатый век» начался выстрелом террориста-одиночки в Сараеве, то наш нынешний уже в первом своем календарном году, месяц назад, террористическим авианалетом на столицу Соединенных Штатов Америки и на крупнейший их город, резиденцию Организации Объединенных Наций. И как терроризм начала XXI века далеко ушел от терроризма начала ХХ-го, так и нынешняя война сильно отличается от мировых и локальных войн, пережитых нами за последнее столетие. Но пока что пока инициатива войны остается в руках демократических стран отличается к лучшему. За спиной войны, объявленной терроризму, память о войнах ХХ века, о массовых жертвах на полях боев и неисчислимых среди гражданского населения. Поэтому делается все, чтобы свести жертвы как среди военнослужащих США и их союзников, так и среди афганского населения до ничтожно малой, желательно нулевой величины. Но до нулевой никогда, конечно, не выходит.

Итак, 7 октября США и Великобритания нанесли первые удары по военным объектам в Афганистане. Война объявлена «аль-Кайде» и правящему афганскому режиму талибов как поддерживающему и укрывающему эту организацию международного терроризма и ее лидера Усаму бин-Ладена.

7 октября,
первая волна ударов

эсминец

С 9 часов вечера до двух ночи по местному времени был произведен ракетный обстрел 31 военного объекта в Кабуле, Кандагаре, Джалалабаде, Герате, Кундузе, Фарахе, Мазари-Шарифе аэропортов, баз ПВО (особенно серьезно пострадавших), радарных установок, ракетно-пусковых площадок, лагерей и жилых поселков «интербригад», мест концентрации воинских частей (в частности, вблизи Мазари-Шарифа, где талибы противостоят «Северному альянсу»). В Кандагаре, практически столице талибского режима, были также обстреляны их генеральный штаб и новая пригородная резиденция вождя движения «Талибан» муллы Омара.

Обстрел велся ракетами «Томагавк» с американских кораблей в Индийском океане и с двух британских подлодок в Оманском заливе, с американских истребителей-бомбардировщиков палубной авиации и базирующихся на суше (на острове Сан-Диего, к югу от Мальдивских островов) бомбардировщиков Б-1 и Б-52, а также совершивших беспосадочный перелет с базы в Миссури стратегических бомбардировщиков Б-2.

Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон сообщил 7 октября, что предоставление США пяти разведсамолетов AWACS получило формальное одобрение. Самолеты вылетят в США в течение ближайших 48 часов. (То есть, значит, уже прилетели.)

Если ракеты не накрыли бин-Ладена, то это отнюдь не означает неудачи обстрела. Как заявил пресс-секретарь Белого Дома, «речь идет не просто об одном человеке. Надо уничтожить всю сеть».

В ряде мусульманских стран в понедельник прошли бурные антиамериканские демонстрации. На территории США объявлено «положение максимальной тревоги»: можно опасаться террористического контрудара.

8 октября,
вторая волна ударов

В понедельник три американских десантных корабля и минный тральщик вышли в неизвестном направлении с базы ВМС на Окинаве (Япония). По предварительным данным, они перевозят БМП, БТР, гаубицы, а также морскую пехоту.

Великобритания начала разворачивать в районе контртеррористической операции самолеты разведывательной и вспомогательной авиации. Министр иностранных дел Великобритании Джеффри Хун не исключил также, что в операции примут участие британские сухопутные войска.

Вечером 8 октября американская и британская авиация нанесла новые удары по аэропортам Кабула, Кандагара и Джалалабада, а также по Мазари-Шарифу и Кундузу. В операции использовались крылатые ракеты.

Министр обороны США подчеркнул, что удары с воздуха будут продолжаться и кампания (как об этом предупреждал в своей речи перед Конгрессом президент Буш) будет долгой: «Наша цель создать условия для долгосрочных операций и улучшить наши возможности выслеживания террористов».

Одновременно с ракетным обстрелом американские самолеты начали сбрасывать на парашютах продовольствие для афганского населения.

8 октября вечером (но уже по нью-йорскому времени, т.е. после окончания второй волны ударов с воздуха) США информировали Совет Безопасности ООН о ходе и первых результатах военных действий в Афганистане. Доклад о военной операции представил постоянный представитель США в ООН Джон Негропонте. Он также передал членам Совета Безопасности письмо, в котором США оставляют за собой право нанести удары и по другим странам, если в том возникнет необходимость. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан признал, что США действуют в пределах «необходимой обороны», таким образом, от ООН получен «зеленый свет».

К англо-американским силам в понедельник присоединились французские: фрегат «Лафайет» (что в контексте отношений Франции и США звучит символически) и судно снабжения в Оманском заливе. Но главное это десятки французских разведчиков на территории Афганистана (которые появились там еще до начала ударов с воздуха). Они лучше американцев знают Афганистан еще с тех времен, когда они поддерживали сопротивление советскому агрессору. Их задача сбор информации о развитии политической ситуации и определение целей ракетного обстрела. Министр обороны Франции Ален Ришар заявил в понедельник: «Мы содействовали определению целей на основе полученных нами разведывательных данных о базах бин-Ладена. Спутники говорят не всё. Значит, нужно искать ориентиры по-другому, на месте».

Канада, по словам ее министра обороны Арта Эгглтона, уже через несколько дней готова присоединится к военным действиям союзников. В операции будут участвовать шесть боевых кораблей, авиация и 2 тыс. военнослужащих.

Внутренний союзник
«Северный альянс»

Нанесение ударов на севере страны (по Мазари-Шарифу и Кундузу), конечно, не случайно. Оно может помочь продвижению частей афганского сопротивления.

Уже после первого обстрела, по оценке одного из бойцов «Северного альянса», которую приводит спецкор «Монда» Натали Нугейред, «американские ракеты начали ослаблять инфрастуктуру талибов, их тыловое оснащение, их авиацию, их возможность получать снабжение из Кабула».

За несколько часов до ракетного обстрела, рассказывает тот же боец, талибы сделали попытку прорвать линию фронта в районе поселка Робат: «Они пытались продвинуться, идя в наступление малыми группами с несколькими военными машинами, но мы отбили их атаки. Талибы, стоящие против нас, усилили свои части, главным образом арабами, которым нечего терять, но которые не ориентируются на местности. Их присутствие имеет целью также помешать дезертирству местных командиров. Мы получили боеприпасы и подкрепления из Панширской долины. Борьба будет нелегкой, но американские обстрелы меняют многое».

Заметим, что еще до того, как открылись военные действия, но над Афганистаном уже висела угроза того или иного вида военной операции, началось дезертирство из частей армии талибов. Об этом свидетельствуют наблюдатели в Пакистане, куда стало прибывать невероятно большое число солдат: одни «устроить в безопасности семьи», живущие в беженских лагерях; другие «по состоянию здоровья», за «срочной медицинской помощью», хотя на вид со здоровье у них все в порядке. Это лишь часть, видимая внешним наблюдателям, не исключено, что дезертиры бегут не только в Пакистан, но и в безопасные места внутри страны. Могут быть и перебежчики к вооруженной оппозиции: в конце концов армия талибов не состоит вся из фанатиков режима.

Многих сторонников режима разочаровал мулла Омар, выступивший с резкими нападками на до сих пор любимого в народе короля Захир-Шаха и его сторонников внутри страны.

И все-таки американцам не слишком-то стоит рассчитывать на восхищение афганцев их «великодушием» (см. речь президента Буша). Мы со стороны, конечно, видим, как бы хорошо афганскому народу освободиться от талибов. Да и в народе от них натерпелись (особенно женщины). Однако американцы по своему европейскому опыту должны бы помнить, что чужеземных а американских особенно! освободителей никто не любит (ну разве что итальянцы, народ светлый, легкий, не озабоченный самоутверждением). А французы, например, и по сей день не простили американцам ни высадки в Нормандии, ни освобождения Парижа (хоть американцы и догадались пустить вперед, для славы, французскую дивизию Леклерка). В Афганистане же американцы совсем чужие, ни ступить, ни молвить не умеют, могут наломать дров, как медведь в посудной лавке, хоть и из самых лучших побуждений. Так что дай им Бог продолжать нынешнюю тактику эффективные и сравнительно безболезненные для гражданского населения удары без наземной интервенции. И дай им Бог только помогать оппозиции, а не диктовать ей, как то, по рассказам наших вьетнамских друзей, бывало во Вьетнаме: «Туда стреляй, туда не стреляй!»

Но попробуем надеяться, что американские ошибки и заблуждения, выжженные огнем нью-йоркских башен, остались в ушедшем веке.

НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4380, 11 октября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...