МИР ИСКУССТВА |
Несмотря на гигантскую вместимость зала (3728 мест), все спектакли шли с аншлагами. Каждое представление имело триумфальный успех, а когда на поклоны выходил великий хореограф, все зрители вставали как один и долгими овациями приветствовали своего кумира. На парижские спектакли собрались не только те, кто бесконечно любит его творчество уже полвека, но и многочисленная молодежь.
Что же было показано Парижу? Морис Бежар подготовил две программы: вначале представил постановки 50-х годов, а затем премьеру «Свет» (2001). В первую программу вошли признанные шедевры Бежара «Весна священная» (1959) и «Болеро» (1960), а также постановки «Тек» (1956) и «Симфония для одинокого человека» (1955) с революционной в свое время электро-акустической музыкой. Приятным сюрпризом для зрителей стал пятиминутный фильм «Гамлет» (1961), где молодой Морис Бежар блистательно и виртуозно танцует соло, поражая силой, страстью и юмором. На нынешние гастроли в Париже мэтр привез всю свою замечательную труппу (37 артистов) и 20 танцовщиков Рейнского балета под руководством Бертрана д'Ата, в прошлом солиста у Бежара. Последние не только помогли заполнить огромную сцену Дворца конгрессов, но и, несомненно, украсили «Весну священную» и «Болеро», где вокруг солирующей балерины или танцовщика в пластичной ритмике участвуют сразу 40 юношей.
В «Симфонии для одинокого человека» главные партии исполняли лучшие солисты Бежара Жиль Роман и Кристина Блан, а в балете «Тек» Катрин Зюаснабар и Жюльен Фавро, напоминающий легендарного Хорхе Донна. «Тек» это акробатический дуэт возле скульптуры-ловушки. Возобновленный впервые спустя 45 лет со времени постановки, он смотрится необычайно современно.
В новом спектакле хореографа «Свет» на сцене под звуки мессы Баха появился сам Бежар и, цитируя Библию, начал поэтический рассказ о чуде света основы мироздания, источника жизни. Музыкальную основу балета составляют песни Жака Бреля и певицы Барбары. О рождении спектакля М.Бежар написал так: «В течение 35 лет Барбара, мой преданный друг, моя сестра, мне говорила о свете. Она считала себя «черным сиянием», светом для нее был Жак Брель. Я встретил его в Брюсселе, где он играл «Человека из Ламанчи». Когда меня попросили поставить новый спектакль в Лионе, я сразу же подумал о Бреле и Барбаре, а также о мире кино, которое всегда питало мое творчество».
Для балета «Свет» М.Бежар выбрал наиболее популярные песни Барбары и Бреля. Они звучат и пластически оживают на сцене в сопровождении фото- и кинокадров певцов на трех больших экранах. Элизабет Роз и Жиль Роман в знакомых черных костюмах напоминают Барбару и Бреля. Их песни предстают как некий калейдоскоп света души человека и света жизни. Сам Бежар периодически выходит на сцену и участвует в танце, говорит о своей любви к свету, делится воспоминаниями, цитирует Ницше и Сент-Экзюпери.
Существенная часть спектакля посвящена кинематографу, рожденному светом. Хореограф очень любит кино и воздает почести его создателям братьям Люмьерам. Луи и Огюст появляются в образе веселых клоунов и с блеском разыгрывают открытие нового искусства. Их допотопные камеры творят чудеса, и на экранах возникают исторические фрагменты: «Выход рабочих» первые в мире кинокадры, снятые братьями на их заводе в Лионе (1895); широко известное «Прибытие поезда в Сиота» (1897) и незнакомое «Па-де-бурре балерины». После премьеры Бежар мне сказал, что танцует, возможно, сестра братьев Люмьеров, но точно этого никто не знает. Демонстрируя возможности своей аппаратуры, братья-клоуны снимают солиста труппы, и его изображение транслируется на экранах, перед которыми в оцепенении замирает кордебалет.
Среди многочисленных картин спектакля, созданных в танцевально-пластическом стиле М.Бежара, есть удивительные открытия. Наиболее впечатляющее это вальс под песню Ж.Бреля «Вальс на тысячу тактов». В танцующие пары постепенно вплетаются вторые партнеры, образуя множество трио с причудливыми па и кружевами связок. Но Морис не был бы Бежаром, если бы не сочинял все новых соло и дуэтов. В этом он непревзойденный мастер. Все замирают, когда самозабвенно танцует лирический дуэт Кристина Блан и Доменико Левре. С особым романтизмом и вдохновением интерпретирует свое соло воздушная Мира Вудруфф. Незабываемое впечатление производит и соло «Черный орел», которое исполняет Октавио Станлей под звучание одноименной песни Барбары.
В эффектно выстроенных массовых сценах труппа демонстрирует свою молодость и резвость. Может даже показаться, что на сей раз Бежара подвела его хореографическая фантазия, ибо кордебалет меньше танцует и чаще исполняет акробатику, иногда произнося ключевые фразы. Но в пластике ансамбля все-таки есть то необходимое, чтобы оживить песни, перевести их в зрительный ряд.
Спектакль начинается и завершается в едином сценическом решении, чрезвычайно впечатляющем и оригинальном, идею которого хореограф впервые осуществил в балете «Пирамида» (1990). В прологе «Света» под звуки мессы Баха на сцене появляются таинственно двигающиеся черные мешки. Из них постепенно высвобождаются руки, ноги, а затем и тела 18 юношей в черных трусиках. По свистку М.Бежара они взрываются радостным визгом и веселым танцем, символизируя бурное начало жизни. В финале 38 участников представления выходят на сцену с портативными телевизорами; на их экранах чередуются изображения Бреля и Барбары. Герои спектакля выносят большие портреты обоих певцов. Затем все облачаются в ярко-желтые мешки, пульсируя в скульптурной пластике, и наконец замирают как последний аккорд этого гимна свету, жизни и любви. Представление завершается под волнующую песню Барбары «Моя самая красивая история любви это вы!»
Для создания костюмов к спектаклю М.Бежар впервые пригласил парижского модельера Жан-Поля Кнотта, который 13 лет работал с Ивом Сен-Лораном. В прошлом году талантливый бельгиец основал собственную марку. Показ его первой коллекции в Лувре «Интернэшнл геральд трибюн» назвала самым красивым из парадов мод Нью-Йорка, Лондона, Милана и Парижа. И в балете «Свет» костюмы чаруют воздушностью и элегантностью, современностью и чувственностью. Особенно красивы длинные рубиновые платья в танго и белые комбинезоны с рисунком кинолент, светло-голубые туники и вуалевые юбки с весенней зеленью, а также белое кимоно и черный костюм орла с пышным оперением.
После премьеры М.Бежар сказал: «Для меня свет это любовь к людям и жизни».
ВИКТОР ИГНАТОВ
Фото автора
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4380, 11 октября 2001 г.
![]() ... |
|
|