МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

ПОЛЬША:
Новое правительство
надежды и опасения

Результаты состоявшихся 23 сентября выборов в Сейм и Сенат до сих пор остаются предметом острых споров, обсуждений, всевозможных прогнозов в здешних политических кругах и СМИ. Речь, разумеется, идет о том, какой будет Польша в самое ближайшее время, как будет формироваться ее внутренняя и внешняя политика, куда поведут страну ее новые руководители... Остроту спорам придает полная смена политической сцены, уход с нее деятелей либеральной демократии, с именами которых связывалось становление новой, независимой и демократической Польши, абсолютное поражение лидеров «Солидарности». Самым впечатляющим было то, что их места вместе с наиболее массово представленными в новом парламенте посткоммунистами («Союз левых демократических сил» СЛДС), с вовремя отошедшими от умиравших «Унии свободы» и «Солидарности» политиками, образовавшими во главе с Анджеем Олеховским претендующую на центризм «Гражданскую платформу», с депутатами от крестьянской партии ПСЛ, вибрирующими между нормальным консерватизмом и умеренным национализмом, заняли и в немалом количестве представители радикальных, в том числе шовинистического оттенка, группировок «Самозащиты» и «Лиги польских семей». Произошло то, что известный кинорежиссер Анджей Вайда не без горечи назвал «народной местью политическим верхам».

До самого конца точного подсчета результатов была надежда, что левые, предпочитающие, чтобы их называли социал-демократами и при всех социальных оговорках заявляющие о своей приверженности курсу на вступление Польши в Евросоюз, наберут необходимое число голосов, чтобы сформировать правительство большинства. Но, получив в коалиции с «Унией труда» 216 из 460 мест в Сейме, они недобрали необходимые для этого 15 мандатов. Сегодня говорят, что виной тому неверно понятое выступление за несколько дней до выборов одного из ведущих политиков СЛДС, советника президента (и будущего вице-премьера и министра финансов) Марека Бельки, заявившего о необходимости ввести налог на прибыль, образующуюся на личных банковских счетах граждан. Обвиняют и Церковь, ясно призвавшую паству не голосовать за «наследников тех, кто правил Польшей 12 лет назад».

Очень надеялся на правительство большинства президент Александр Квасневский. Естественно, что ему было бы легче сотрудничать с таким правительством не только потому, что оно состояло бы из представителей более 10 лет назад преобразованной им в социал-демократию компартии, но, может быть, прежде всего потому, что он хорошо знает, какими осложнениями грозит деятельность правительственной коалиции. Пример правительства Бузека, которое последние годы сотрясали скандалы и развалы, тому ярчайшая иллюстрация. На прошлой неделе президент поручил Лешеку Миллеру, председателю СЛДС, сформировать новое правительство.

У Миллера было два выхода: или правительство меньшинства, то есть кабинет, составленный только из своих людей, или коалиция. В первом случае он мог рассчитывать на слаженную работу кабинета министров, но деятельность правительства столкнулась бы в этом случае с явным противостоянием в Сейме. Миллер выбрал коалиционный путь. Но с кем объединяться? Политики из «Гражданской платформы» (65 мест в Сейме) и партии «Закон и справедливость» (44 мандата), возглавляемой братьями Качинскими, заявили, что не войдут в коалицию. Пригласить в правительство людей из скандальной «Самозащиты» Леппера (53 мандата) и тем более клерикально-ксенофобской «Лиги польских семей» (38 мандатов) означало бы для Европы, что Польша окончательно поворачивается к ней спиной. Миллер начал переговоры с лидерами ПСЛ (42 мандата в Сейме) своими бывшими союзниками по коалиции 1993-1997 гг., когда они вместе были у власти.

У СЛДС и ПСЛ немало программной близости по части социальной поддержки беднейших слоев общества, борьбы с коррупцией. Но есть и весьма серьезные расхождения. ПСЛ весьма скептически относится к перспективам вступления Польши в Евросоюз, не одобряет рыночных акцентов «финансового гения» СЛДС Марека Бельки, которого в ПСЛ называют «вторым Бальцеровичем». Крестьянская партия готова согласиться на вступление Польши в Евросоюз при условии 18-летнего запрета на продажу польских земель иностранцам. Но правила Евросоюза, включающие свободную продажу земли, для всех его членов одинаковы, и здесь не может быть исключений. ПСЛ также хочет взять под контроль деятельность Совета денежной политики, совершенно независимого органа, гаранта рыночной политики страны, и горячо защищает введение налога на импортную продукцию.

ПСЛ неистово торговалась с СЛДС, желая показать своим избирателям, что они не предают своих идеалов и предвыборных обещаний. Может быть, поэтому совместно принятая декларация выглядит местами весьма расплывчато. Если проатлантический курс правительства Миллера не вызывает сомнений, то очевидны некоторые уступки популистского характера в экономической политике. СЛДС пообещал придержать процесс приватизации польских банков и следить за тем, чтобы они оставались «в польских руках», затормозить вывоз прибылей фирм с участием иностранного капитала, и ввести налог на импорт. Скорее всего, многое из этих обещаний так и останется на бумаге: экономика диктует свое. Коалиция условилась, что бюджетный дефицит не превысит в будущем году 40 млрд. злотых, а расходы 183 миллиардов. Но Марек Белька уже объявил, что дефицит может вырасти еще на 10 миллиардов и потому проект бюджета будет пересмотрен. Латание гигантской финансовой дыры главная ближайшая забота нового правительства.

Признавая, что это не то правительство, о котором мечталось, здешние комментаторы считают тем не менее, что оно предпочтительнее правительства меньшинства и при компромиссной политике Миллера сумеет избежать серьезных внутренних противоречий и конфликтов. Последних же, судя по всему, в новом парламенте будет с излишком, что уже пообещал лидер «Самозащиты» Анджей Леппер.

СЕМЕН БУКЧИН


Варшава



©   "Русская мысль", Париж,
N 4381, 18 октября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...