КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

Николай Гришко:
«В творчестве нет предела возможностям»

Балетный мир на российских пуантах

Наша фирма производит весь реквизит для танцевального искусства и компоненты театрального костюма в целом. Балерина с ног до диадемы на голове одета в нашу продукцию. Два отечественных театральных гиганта в числе наших заказчиков. С Мариинкой сотрудничать легче, там сейчас работает более живая и конструктивная администрация. Большой театр все никак не может выйти из кризиса, несмотря на смену руководства. Правда, в Московской государственной академии хореографии (а не в школе Большого театра, как ее неправильно называли) катастрофическая ситуация, сложившаяся в годы правления Головкиной, сейчас выправляется. Софья Головкина более 40 лет, еще со времен Хрущева, возглавляла академию. Она пережила на посту всех секретарей ЦК КПСС и наконец этой весной покинула свой кабинет. Ее заменил великолепный педагог, художественный руководитель балетной труппы Большого театра Борис Борисович Акимов ему невероятно тяжело управлять сразу двумя огромными коллективами, но дело идет. буклет примерки

Мы шьем изделия самой разной сложности. Артисты цирка, герои Шекспира, расхаживающие по сцене Таганки в средневековых ботфортах, актеры театра Маяковского играют в наших костюмах. Известнейшая в мире пара фигурного катания Бережная и Сихарулидзе, тренируясь в Америке, вот уже четвертый год заказывает наряды у нас. Кабаева, Чащина и все члены сборной страны по художественной гимнастике работают в наших получешках. Это невероятно капризная обувь: малейший шовчик внутри и пальцы гимнастки растерты в кровь, а если при приземлении чешка хоть на миллиметр съедет с ноги, то, учитывая немыслимую современную технику прыжка, тяжелейшей травмы не миновать.

Это любимое направление. Но мы вышли за рамки театра, и вот уже второй год огромной популярностью пользуется наша линия «Sport & Street» (русский эквивалент одежда для досуга). Возраст наших покупательниц колеблется от 6 до 36 лет, им нужно в чем-то ходить на занятия, в кафе, на дискотеку, на прогулки. Такая многофункциональная одежда чрезвычайно популярна в Западной Европе, в Милане ее носит каждая вторая девушка. Мы развернули свое хорошо оборудованное производство, а этой весной решились на совершенно неожиданный шаг выпустили коллекцию купальников, которая была продана в считанные дни, и обещанные друзьям экземпляры пришлось срочно дошивать. Стиль и линию изделий разрабатывают художники-модельеры нашей фирмы. Исключение составляет лишь логотип «Grischko», который создал лучший дизайнер российского телевидения, шеф студии «НТВ-дизайн» Семен Левин, имеющий столько международных наград, что одно их перечисление заняло бы час времени.

Мы создали четыре производства: по выпуску костюмов и трикотажа, обуви и пуантов. Динамика роста нашей клиентуры говорит о том, что мы, существуя тринадцатый год, вытесняем фирмы со столетним стажем. В чем секрет? В качестве. Многие фирмы, находящиеся в Западной Европе, перевели пуанты на машинное производство. Но полностью заменить человека аппарат не может. На выставке посетитель наблюдает за работой нашего мастера, который, получая максимально подготовленный станком полуфабрикат, решающие операции по сбору пуанта делает вручную. Во времена Анны Павловой уже существовали автоматизированные фабрики балетных тапочек. Прима же отдавала предпочтение ручному изготовлению, потому что «мастер вкладывал в обувь душу». Пуанты делаются на абсолютно одинаковых колодках под строжайшим контролем и по ограниченно установленной технологии, и все-таки профессиональная балерина всегда почувствует смену руки.

Начиналось наше дело с двух профессиональных мастеров и единственного в мире кандидата наук по конструированию пуантов, которая принесла нам обувную науку. Мы прибавили русскую традицию, терпение и старание подготовленных нами кадров (из бывших инженеров, научных работников кто только не приходил к нам в то тяжелое время начала 90-х). Сейчас работник первого класса, изготавливающий пуанты, получает у нас от одной до двух тысяч долларов, почти у всех рабочих есть машины. Наши фабрики находятся в Москве, хотя предложений масса. Болгары предлагали бесплатную площадь, лишь бы мы поставляли театру и училищам Софии обувь по низким ценам. При компьютерном управлении налаженными станками производство можно переносить в Таиланд или на Тайвань и не переживать за качество. У нас же полукустарное производство, важен человеческий фактор, необходим жесткий контроль. Нет, уезжать нам из столицы нельзя.

В Москве три наших магазина. В центре крупнейший в Европе и самый красивый по оформлению. Автор проекта в прошлом году получил Соросовскую премию за дизайн этого магазина. В Петербурге на Гороховой у нас прекрасный балетный магазин, в Киеве через две недели откроет свои двери новый салон. Третий год процветают магазины в Софии и в самом сердце Праги, на Вацлавской площади. Для звезд Мариинки и Большого мы исполняем индивидуальные заказы, но работать на массы учащихся и педагогов можно только через магазины. Там мы узнаём и среднестатистические требования, которые разительно отличаются от нужд примадонн. Для последних приходится экспериментировать и дерзать. Так, по просьбе Владимира Васильева, в ту пору еще директора Большого, мы создали для «Конька-Горбунка» гибрид пуанта и русского кадрильного ботиночка, в нем танцевала Степаненко; для Юлии Махалиной, звезды Мариинки, пришлось комбинировать пуанты с кроссовками. буклет2

В России людям, занимающимся честным бизнесом, выжить практически невозможно: нужна или чиновничья, или криминальная «крыша». Мы продержались только потому, что с самого начала сделали ставку на внешний рынок. И лишь через четыре года обратились к отечественному потребителю. Самыми крупными нашими покупателями были и остаются американцы, потом идут японцы, корейцы, итальянцы, скандинавы и англичане Россия всего лишь на седьмом месте. Мы экспортируем в 32 страны, от Норвегии за Полярным кругом до Аргентины близ Южного полюса, где, кстати, в балетной школе преподают русские, потомки первой волны эмиграции. Они очень радовались, что их ученики танцуют в российских пуантах, и написали нам благодарственное письмо. Балет Зимбабве танцует только в нашей обуви. По корейской статистке, 30% балетного рынка Южной Кореи принадлежит «Grischko». Это приятно, так как недостатка в пуантах не было никогда, в каждом магазине выставлено как минимум пять различных фирм. Из Южной Кореи мы вытеснили американца Капизио, крупнейшую фирму, существующую с начала прошлого века. По качеству производства пуантов мы занимаем первое место в мире (это не моя оценка), а по количеству пятое. Мы можем делать и продавать в пять раз больше, но для этого нужны площади. В Москве, где уже все продано, даже имея великолепную резолюцию Лужкова о предоставлении помещений, не так-то просто их отыскать.

Весь мой кабинет увешан наградами за поддержку театрального искусства в России. Кажется, мы уже всё получили: премии «Театрал» и «Душа танца», «Золотую маску» за 2000 год. Конечно, мы даем стипендии и посылаем на конкурсы. Но главное то, что цены для российских театров, школ и отдельных покупателей в шесть раз ниже, чем на те же наши товары за рубежом. В Париже пуанты стоят 60 долларов, в Москве восемь. Наши магазины в России практически бесприбыльны, они едва покрывают расходы по собственному содержанию. Вот в чем основная спонсорская деятельность.

Идея не моя, я человек скромный. Американцы, изучив традиции балетного производства, предложили использовать мою фамилию. По их мнению, она звучит коротко, ясно и достаточно агрессивно.

Салоны в Лондоне и Висбадене, где мы принимали участие, были гораздо крупнее и организованы лучше. Прибыв в Париж в обещанное время, мы больше суток ждали помещения. В результате стенд готовился в последнюю минуту, в павильоне стоял столб пыли, покрывавший хрупкую ткань балетных пачек. Здесь мы единственные русские, да и нет у нас в стране конкурентов. К сожалению. Конечно, такие салоны необходимы. Это обширные контакты и обмен опытом для торгующих, а для педагогов и учащихся возможность увидеть новинки.

Беседовала ЕЛЕНА ЯКУНИНА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4381, 18 октября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...