СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

БЮДЖЕТ И ТРУ-ЛЯ-ЛЯ

Один подарок и две пики правительству от депутатов

По заранее согласованному
сценарию

Второе чтение это момент, когда происходит распределение расходов бюджета по разделам (например, «Государственное управление», «Образование» и пр.). Обычно оно бывает бурным: после докладов представителей правительства и думского бюджетного комитета депутаты до ночи отстаивают свои поправки к бюджету. На заседание, разумеется, выносятся те поправки, которые не удалось протолкнуть через комитет и согласовать с правительством, поэтому Дума почти всё безжалостно заваливает. Ключевое слово здесь «почти»: два-три-четыре изменения все-таки можно «пробить» прямо на заседании. Точнее, можно было, ибо на этот раз на пленарном заседании в бюджет не было внесено ни одного (!) изменения, так что ответственный за бюджет вице-премьер Алексей Кудрин мог с чувством законной гордости заявить, что «обсуждение бюджета в Думе прошло по согласованному сценарию».

В ходе согласований (иначе говоря, торговли) бюджет претерпел по сравнению с правительственным вариантом такие основные изменения. На 16,5 млрд. руб. увеличили финансовую помощь регионам, удовлетворив пожелания региональных лоббистов (это все депутатские объединения, за исключением ЛДПР и, пожалуй, «Единства»). Дорожному хозяйству прежде всего тщанием ОВР досталось дополнительно 14,22 млрд. рублей. В связи с изменившейся международной обстановкой 2,2 млрд. руб. прирезали обороне. Самый популистский раздел бюджета социальная политика поправился на 24,2 миллиарда.

Так как все было согласовано на комитетах и в кулуарах, то и поправок было меньше обычного: всего несколько десятков, и почти все от левых. По традиции, коммунисты (в данном случае Валерий Сайкин и Сергей Глазьев) пробовали вернуть бюджет в первое чтение. Третьим к ним присоединился генерал-пограничник Андрей Николаев из группы «Народный депутат». Аграрии требовали дополнительно 40 млрд. руб. на сельское хозяйство, актер и режиссер Николай Губенко 2 миллиарда на культуру, экономист Сергей Глазьев 10 на финансовую помощь регионам и т.п. От правых выступил член фракции СПС Виктор Похмелкин (член политсовета партии СПС и сопредседатель движения «Либеральная Россия»), предложивший сократить на 10 млрд. руб. расходы на государственное управление и пустить эти деньги на социальные статьи и оборону. Поправка Похмелкина набрала 64 голоса. Любопытно, что ту же (по существу) поправку об отъеме у госаппарата 10 миллиардов, но в другом исполнении (коммуниста Глазьева) поддержало 125 человек.

Голосование стало триумфальным для правительства. За «предварительно согласованный» бюджет проголосовало 297 депутатов, против 126, воздержался один (бывший министр финансов Михаил Задорнов из «Яблока»). Во фракциях «большой четверки» («Единство», ОВР, «Регионы России», «Народный депутат») не оказалось ни одного противника бюджета, а уклонились от голосования всего пять человек, в том числе недовольный финансированием обороны генерал Николаев. ЛДПР и «Яблоко» тоже дружно поддержали бюджет. Левые (КПРФ и аграрии) дисциплинированно голосовали против. Исключение четыре коммуниста (Геннадий Селезнев, Светлана Горячева, Юрий Никифоренко и Рифхат Шакиров) и один аграрий (Павел Бурдуков) эти были «за».

Сложная ситуация, как и во время первого чтения, сложилась внутри фракции СПС, где против бюджета проголосовали семь депутатов, в том числе четверо из движения «Либеральная Россия»: Сергей Юшенков, Владимир Головлев, Виктор Похмелкин, Эдуард Воробьев; остальные трое Юлий Рыбаков, Сергей Ковалев и Константин Ремчуков. Сергей Юшенков, выступая от имени «Либеральной России», заявил, что бюджет 2002 г. еще более закрыт и непрозрачен, чем (тоже закрытый) текущий бюджет, а кроме того, в нем раздуты расходы на госуправление. Заметим также, что в голосовании не приняли участия (хотя в Думе были) члены фракции СПС Вера Лекарева и Павел Крашенинников, а также ее лидер Борис Немцов.

Впрочем, и без правых голосов за бюджет было довольно. Депутаты шутили, что можно было сразу же проголосовать и в третьем чтении. Но это и впрямь шутка. Третье чтение, которое называют еще «пиром мелких лоббистов», назначено ориентировочно на 29 ноября.

Пенсионеры и
недропользователи

Отличившись беспримерным бюджетным послушанием, депутаты отыгрались на других участках законодательного поля. На прошлой неделе в первом чтении было принято по крайней мере два неприятных для правительства законопроекта. Один имеет отношение к пенсионерам, другой к недрам.

Сейчас работающие российские пенсионеры получают пенсию не в полном объеме без надбавок и доплат. В результате у них выходит примерно в два раза меньше, чем у неработающих ровесников. Государственная Дума, наверное, раз пять пыталась уравнять в правах работающих и неработающих пенсионеров, но каждый раз натыкалась на вето президента или Совета Федерации. В очередной раз соответствующие изменения (в первом чтении) в статью закона «О государственных пенсиях» депутаты внесли 17 октября. Председатель Пенсионного фонда Михаил Зурабов и министр труда Александр Починок уговаривали Думу этого не делать, но Дума пренебрегла. За то, чтобы улучшить жизнь работающих пенсионеров, проголосовали 320 человек.

Конечно, такие поправки можно вносить до посинения никакого значения это все равно не имеет. Президент хочет, чтобы до конца года был принят пакет законов о пенсионной реформе, и дни закона «О государственных пенсиях», который поправляют депутаты, в любом случае сочтены. Однако забавно, что из фракций парламентского большинства одни «медведи» покорно проголосовали против нелюбезного правительству закона; остальные лоялисты разочли, что в данном случае полезнее проявить любовь к пенсионерам (между прочим, самым дисциплинированным избирателям).

Другая антиправительственная инициатива, которую депутаты поддержали в первом чтении, это поправки Сахалинской областной Думы к закону об СРП (соглашениях о разделе продукции). Островитяне, столкнувшись с полной закрытостью проектов, осуществляемых в режиме СРП в ходе разработки сахалинского шельфа («Сахалин-1» и «Сахалин-2»), потребовали публикации основных положений соглашений.

Идея сама по себе правильная. Однако, нечаянно или нарочно, формулировки, предложенные сахалинцами, таковы, что в случае их принятия участникам разработки месторождений будет просто запрещено закрывать любую информацию, кроме геологической. Ни один нормальный инвестор, разумеется, на таких условиях работать не будет. Да и вообще любое внесение изменений в рамочный закон об СРП нервирует пугливых и чутких иностранных инвесторов, которые и так бегут: вот, например, с Приразломного месторождения уже убежали. Так объяснял председатель думского комитета по природным ресурсам Александр Беляков. Но депутатов это не убедило, зато рассказ сахалинского думца Сергея Пономарева о том, как губернатор Игорь Фархутдинов спрятал от областного парламента 2 млн. долл., полученных «по СРП», проник им в души. Идею отменить коммерческую тайну поддержали 254 депутата, несмотря на бурные возражения правительства.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4382, 25 октября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...