СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Центральный банк объявил о своем решении ввести с 1 октября уведомительный порядок открытия российскими гражданами счетов в зарубежных банках. Инструкция была подписана 29 августа, официально об этом объявлено 19 сентября. Данная мера касается банков, расположенных в странах членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ). В этот список входят 34 государства Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Гонконг, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Сингапур, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, Япония.
Вплоть до самого последнего времени в России, как и в ряде других постсоветских стран, действовал разрешительный порядок перевода средств в зарубежные банки. Нельзя сказать, чтобы россиян это серьезно нервировало. Большая часть рядовых граждан нужды в переводах средств за рубеж не испытывала, а те, кому было нужно, находили обходные пути. Примерно такая же ситуация была с вывозом наличной валюты: формально ограничения существовали, но при желании можно было вывезти валюту в кармане (тщательный таможенный досмотр практикуется только при пересечении границы на автомобиле и по железной дороге) или вообще вполне легально захватить с собой кредитную карточку. Видя это, Центробанк и правительство постепенно смягчали порядок вывоза наличной валюты. Теперь либерализацию решено распространить и на открытие за рубежом банковских счетов.
В чем причины того, что запрет существовал так долго?
Во-первых, любой запретительно-разрешительный порядок повышает аппаратный вес того органа, от которого зависит окончательное решение. Центробанку было лестно обладать запретительным правом, хотя особого толка от него и не было. По словам Виктора Геращенко, за последние годы в установленном порядке в ЦБ обратились лишь 14 человек, и все они получили заветные разрешения.
Во-вторых, власть декларировала курс на борьбу с утечкой капиталов. Правда, отток денег эта мера не затормозила: ЦБ устанавливал барьеры там, где было проще, а не на тех обходных каналах, через которые утечка происходила. Плюс к тому отношение к этой проблеме сейчас меняется. Геращенко призывает к финансовой амнистии, а советник президента Андрей Илларионов вообще предлагает не делать из утечки капиталов особой трагедии.
В-третьих, были опасения, что российские граждане, имея выбор между российским и зарубежным банком, наверняка выберут последний, а это ослабит отечественную кредитно-финансовую систему. Еще недавно бывший заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов в интервью интернет-сайту «Опек» заявлял: «Если будет разрешено открытие счетов за границей, то российская банковская система потеряет последний шанс на выживание. Ее просто не будет через 2-3 года. Ведь все крупные предприятия, владельцы больших средств, тут же выведут деньги за границу, и банковская система России будет не нужна для крупного бизнеса и для крупных операций». Но такая точка зрения уже не доминирует, да и в целесообразности дальнейшей искусственной поддержки российских банков государство больше не уверено.
Снятия запрета на открытие счетов за рубежом ждали давно. Еще весной эту идею поддержал Владимир Путин, а парламент отменил соответствующие законодательные ограничения, но Центробанку понадобилось некоторое время для подготовки инструкции. С 1 октября граждане могут без особых препятствий переводить в западные банки суммы до 75 тыс. долларов. Правда, об этом они обязаны сообщить своей налоговой инспекции. Принятое решение в логике политики дебюрократизации и уникально тем, что не несет в себе революционных начал, а просто облегчает российским гражданам жизнь. Каких-либо серьезных потрясений от него большинство экспертов не ждет. Государство, самое большее, может рассчитывать на то, что утечка капиталов станет более легальной а значит, предсказуемой и контролируемой.
Но у граждан РФ могут возникнуть проблемы иного рода. На Западе у России репутация страны, не слишком активно борющейся с отмыванием «грязных» денег. Недавно об этом вновь заявила ФАТФ. Вообще к действиям ФАТФ в России относятся не очень серьезно, порой вполне обоснованно обвиняя комиссию в недостаточной компетентности. Но в любом случае после серии скандалов к «русским деньгам» в западных банках относятся подозрительно. Вполне возможно, что российский гражданин, пожелавший легально открыть счет за рубежом, теперь встретит сопротивление уже не собственного чиновника, а западного банкира.
КОНСТАНТИН СИМОНОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4382, 25 октября 2001 г.
![]() ... |
|
|