МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
На прошлой неделе новый Сейм утвердил состав правительства, представленный Лешеком Миллером, лидером «Союза демократических левых сил» (СДЛС). Результат голосования (360 за доверие правительству, 140 против) в известной степени отражает проблемы коалиционного кабинета, на создание которого вынужден был пойти СЛДС, недобравший на выборах в Сейм всего 15 мандатов, которые позволили бы создать правительство большинства. «За» выступили парламентские фракции СДЛС, «Унии труда», крестьянской партии ПСЛ и «Самозащиты», скандально известный лидер которой Анджей Леппер стал вице-маршалом Cейма, что вызвало бурю возмущения в либеральных кругах. Против голосовали «Гражданская платформа», «Закон и справедливость», «Лига польских семей».
Все эти на первый взгляд неожиданные «блоки» довольно полно отражают некоторое смятение в умах, царящее ныне в польском обществе: за что боролись все эти 12 лет, прошедших с того времени, как Польша стала действительно независимой и демократической? куда подевались идеалы «Солидарности»?
Естественно, что здесь с особым вниманием ожидали первой речи нового премьера на заседании Сейма, его программного заявления. «Будущее цивилизации» в Польше, по словам Миллера, прямо зависит от скорейшего вступления страны в Евросоюз. Поэтому Польша будет развивать свои контакты с Западом, США и НАТО, всячески поддерживая расширение последнего. Предстоящую борьбу на «внутреннем фронте» Миллер охарактеризовал как необходимость «спасти государство от банкротства». Для этого он предлагает повысить налоги, сузить сферу социальных пособий и льгот, уменьшить бюджетные расходы.
Правительство уже приняло решение заблокировать расходы завершающегося года на сумму 8,5 млрд. злотых. Во второй половине ноября будет внесен проект бюджета на будущий год, предусматривающий, что дефицит не превысит 40 миллиардов, а расходы составят 183 млрд. злотых. Больно ударит по населению ликвидация существовавших до того жилищно-строительных льгот. 20% налога будут взиматься с прибыли, образующейся на личных банковских счетах граждан. Здесь Польша стремится следовать примеру западных стран: в Швеции и Германии такой налог составляет до 30%.
Уже очевидны расхождения между предвыборными обещаниями левых и той суровой практикой, к которой они вынуждены прибегнуть, оставаясь на рыночных и прозападных позициях. С одной стороны, Миллер обещал, что «экономику и в целом жизнь общества мы не будем укреплять и развивать за счет самых бедных слоев населения». С другой сегодня он говорит, что надо «поощрять прежде всего предприимчивость граждан».
«Государство должно быть более дешевым и эффективным», заявляет новый премьер. Он обещает сократить безработицу (не уточняя, правда, как). Налоги возрастут с 5 до 6-8%. Сокращение бюрократического аппарата выглядит пока довольно туманно, хотя обещаны и замораживание окладов в системе государственной администрации, и сокращение числа министров, директоров государственных агентств и фондов. Поиски работы выпускниками вузов (острая ныне проблема в стране) вряд ли облегчит ликвидация предложенной предыдущим правительством новой системы экзаменов на аттестат зрелости, входившей в реформу образования.
Суровой критике новый премьер подверг правительство своего предшественника Ежи Бузека, подчеркнув, что когда в 1997 г. левая коалиция уступила в политическом противоборстве правым, то она оставила им «государство в надлежащем порядке». А спустя четыре года получила в наследство «бардак». Миллер считает, что сегодня перед его правительством стоят не менее сложные задачи, чем те, какие стояли в 1989 г. перед кабинетом Тадеуша Мазовецкого первым демократическим правительством новой Польши. Взывая к патриотическим чувствам сограждан, он перефразировал известное высказывание Джона Кеннеди: «Не спрашивай, что для тебя может сделать Польша, спроси себя, что ты можешь сделать для Польши».
Поляки этот призыв трактуют более чем конкретно: предстоит потуже затянуть ремни.
СЕМЕН БУКЧИН
Варшава
© "Русская мысль", Париж,
N 4383, 01 ноября 2001 г.
![]() ... |
|
|