РУССКИЙ ПАРИЖ

 

Клуб «АвтоСТОПП»

Второе «П» «Париж»

На первый взгляд трудно понять, что может быть общего у этих людей.

Кая молодая эстонская художница, аспирант философского факультета парижской Высшей школы общественных наук. Обитает она в шестом районе Парижа, встает принципиально не раньше 12-ти, неосторожно звонящих с утра по телефону посылает подальше. По-русски охотнее всего говорит навеселе.

Стефан бывший краковский педагог, ныне работает в фотоателье под Парижем. Эмигрировали они с женой Барбарой еще в начале 80-х, с тех пор живут в одном из парижских пригородов. Работы у него хватает, дорога каждый день отнимает больше часа. Ни телефона, ни тем более Интернета в его квартире нет. Зато есть сногсшибательная коллекция пластинок, кассет и компакт-дисков из полсотни стран мира.

Наташа двадцатилетняя томичка. Она программист, окончила университет в американском штате Вашингтон, в Париж приехала на год, подучить французский и подумать, где бы ей хотелось жить в США, в Европе или все-таки поближе к родному Томску.

Что же их всех объединяет? Вы будете смеяться: все они каэспешники. У многих с этим обозначением, происходящим от словосочетания «клуб самодеятельной песни», связываются бородатые дядьки-туристы, сидящие в лесу где-нибудь под Москвой вокруг костра и дергающие неподатливую струну, пытаясь переорать друг друга, не слишком искалечив очередную песню Юрия Визбора или Александра Городницкого.

Но какое время (и место), такие и каэспешники. Кая, Стефан, Наташа и 10-20 других совершенно разношерстых членов клуба «АвтоСТОПП» («Авторско-самодеятельное творческое общество песни в Париже») собираются не в лесу, а чаще всего в маленьких парижских квартирках (ну и, конечно, в неизбежных студенческих общагах). И хотя среди них есть и бородатые дядьки, поют и слушают они не только Визбора или других классиков авторской песни (от Окуджавы и Галича до Никитиных и Сухарева), но и песни на французском, английском или даже чешском.

Дело не в романтике и уж тем более не в ностальгии по кухонно-лесным посиделкам периода многонациональной совдепии. Клубы самодеятельной песни, бабушки многообсуждаемого, но почти безнадежно чахлого гражданского общества, живы-живехоньки и в сегодняшней России. Правда, массовость свою они уже давно утратили: легендарный, но «спопсившийся» Грушинский фестиваль под Самарой хоть и привлекает каждый год порядка 200 тысяч человек, но к живой авторской песне имеет уже весьма ограниченное отношение. Коммерциализация, а вдобавок политизация (в 2000 г. даже Путин направил послание участникам фестиваля) этого «слета» выжимают деньги и престиж из довольно узкого круга известных авторов советского времени, ничего существенного за последние годы уже не написавших.

Зато вдали от ажиотажа продолжаются многочисленные городские и региональные слеты, на которые, как правило, приезжают в основном любители авторской песни (АП) как творческого жанра. Сужение круга привело к постепенному повышению если не стихотворного, то по крайней мере музыкального уровня: образовались специализированные школы, множатся фестивали-конкурсы. Похоже, что в давнишнем споре «авторской против самодеятельной песни» побеждают сторонники первого ярлыка и в таком случае дело уже просто в уважении к праотцам жанра и во вращении в «камерных» кругах с именно таким ярлычком. Иначе трудно отказать в звании барда рок-поэту вроде Юрия Шевчука.

Естественно, как и прежде, у каждой социальной группы свой бард-флагман. 38-летний Михаил Щербаков, выпускник московского филфака, вундеркинд, уже в 16 лет написавший немало таких песен, которые приобрели культовый статус среди части университетской элиты. Тут математики соседствуют с медиевистами. Щербаков, известный своей скрытностью и ироническим отношением к собственному творчеству и своей аудитории, ни «бардом», ни уж тем более каэспешником себя не считает. И музыку, и слова он пишет профессионально в любом смысле этого слова. В Интернете этот автор-экспериментатор уже много лет служит поводом ожесточенных споров, а заодно породил целый международный фан-клуб. Канадские и израильские любители с филологической кропотливостью собирают каждую строчку кумира, а также обмениваются стенограммами концертов: ведь барды-песенники (они же авторы-исполнители) отличаются не только необыкновенной певучестью, но и чрезвычайной говорливостью, по крайней мере отвечая на записки из зала. Выступление Щербакова в Париже в 2000 г., один из первых концертов, организованных клубом, привлекло около ста слушателей, что стало большим успехом для еще неопытных тогда организаторов, особенно ввиду разрозненности говорящего по-русски мира во французской столице и малой посещаемости подобного рода мероприятий.

Окрыленный успехом, «АвтоСТОПП» стал регулярно приглашать в Париж русских авторов, уже не довольствуясь ролью клуба песенных встреч и информационного центра об авторской песне. Дулов Ким За полтора года так во Франции побывали и Виктор Луферов руководитель московского театра «Перекресток», блестящий артист песни и изобретатель инструментов, и классики жанра Юлий Ким и Александр Дулов, и даже гости из Сибири или с Украины. Прочно укоренилась традиция домашних концертов, на которых с огромным успехом выступают и «доморощенные» парижские авторы, причем далеко не только по-русски и не только для русской аудитории. Слушателей самого разного происхождения удается заинтересовать этой «музыкой мира» так во французских музыкальных магазинах классифицируется множество «маргинальных» музыкальных стилей, от хороводов Таити до финской народной музыки. «АвтоСТОПП» же информирует подписчиков своей электронной рассылки (на русском языке zvonkine!clipper.ens.fr; на французском maxfrad!yahoo.fr) и о концертах польских певцов, и о выступлениях русских актеров или писателей. А 24 октября по приглашению самого клуба выступил известный юморист Игорь Иртеньев.

Для многих российских авторов зарубежные гастроли основной источник дохода или даже средство выживания. Сбор с продажи билетов клуб полностью передает авторам, но и этого бы не хватило даже на то, чтобы окупить приезд в Париж. К счастью, выручает соседняя Германия: благодаря огромному притоку говорящей по-русски иммиграции, а также действиям нескольких энтузиастов, там образовалось два десятка клубов авторской песни спев хотя бы в половине из них, авторам удается не только заработать, но и посетить немало интересных городов. А тут и до Парижа недалеко.

В Германии вокруг авторской песни образовалась целая инфраструктура. Интернет ломится от объявлений и дискуссий. Выходит даже специальный журнал, посвященный миру АП. А ежегодный летний фестиваль в Вуппертале за семь лет настолько разросся, что и его уже начинают обвинять в «попсовости». Фестивали проходят также в Израиле, в Америке и даже в маленькой Швейцарии. Встречи вокруг песни связывают эмигрантов с родной культурой, и многие выходцы из Владимира или Могилева только за рубежом узнали о богатстве этого жанра. Но благодаря Интернету и сравнительной открытости границ традиция жанра за пределами бывшей империи не мумифицируется. «Своих» авторов немало, и если сейчас песня для многих скорее смягчает шок прибытия в незнакомый мир, то есть надежда, что со временем это живое многоголосье, вливаясь в культуру все новых стран, не иссякнет, а наоборот обогатит их оригинальными формами творчества.

А пока «АвтоСТОПП» не бездействует. К столетию французского закона о добровольных объединениях клуб принял официальный устав и начал процесс регистрации. Со временем должно появиться постоянное помещение для встреч. Энергичные студенты, уже покинувшие Париж в поисках новых приключений, хранят верность своему клубу и разносят его славу от Барселоны до Байкала. На ближайшие месяцы планируются новые концерты и встречи. Кая, Стефан, Наташа и их соратники не жалеют сил, чтобы украсить Париж песней. Приходите в гости!

МИХАИЛ ГАБОВИЧ


Париж Пушкин



©   "Русская мысль", Париж,
N 4384, 08 ноября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...