СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Антимонопольное ведомство
предлагает реформировать
Сбербанк

Частные банки рассчитывают
ограничить претензии
государственного «монстра»

Сбербанк России значительно успешнее других советских «монстров» пережил эпоху реформ. По жизнеспособности с ним могут соперничать лишь «Газпром» и министерство путей сообщения. После трансформации системы сберегательных касс в Сбербанк СССР (1987) и последующего выделения российского банка он сделался одним из лидеров на рынке кредитно-финансовых учреждений. 90-е годы, ставшие для экономики тяжелым испытанием, оказались для Сбербанка «золотым веком». Сначала была высокая инфляция, открывшая хорошие перспективы для спекулятивных банковских операций. Затем Сбербанк получал крупные прибыли от игры на рынке ГКО. После кризиса 1998 г. сюда хлынул поток вкладчиков, разочаровавшихся в негосударственных банках, сейчас доля Сбербанка на рынке частных вкладов превышает 75 %, здесь открыто 230 млн. счетов. «Антиолигархическая» кампания позволила Сбербанку взять под свой контроль значительную часть бюджетных счетов. Наконец, банк активно занялся кредитованием крупных предприятий, переигрывая конкурентов благодаря своим гигантским средствам. Иллюстрацией его благополучия стало строительство фешенебельных зданий сбербанков по всей стране.

Отношения Сбербанка с государством были столь же запутаны, как у «Газпрома» и МПС. Власти время от времени использовали средства банка на разного рода политические нужды, но постоянные перетряски в правительстве и руководстве Центрального банка контрастировали с относительной кадровой стабильностью в Сбербанке и порождали ощущение его немалой самостоятельности. Она была недостаточной для того, чтобы обеспечить приватизацию банка в пользу его менеджеров, но особой необходимости в этом не было, ибо открытое покровительство государства в сочетании с относительно низким интересом правительства и ЦБ к «кухне» Сбербанка обеспечивало ему преимущества перед конкурентами. При этом в вопросе о необходимости государственной поддержки банка были едины как правительство и ЦБ, так и левая оппозиция, рассматривавшая Сбербанк в качестве одного из «символов» былой эпохи, который следует защитить от поползновений финансовых кланов.

Однако в начале ноября над Сбербанком сгустились тучи. Министерство по антимонопольной политике обнародовало аналитическую записку, авторы которой предлагают лишить Сбербанк части важнейших функций. По мнению МАП, ему следует сосредоточиться на работе с частными лицами и малым бизнесом, отказавшись от кредитования крупных предприятий. В министерстве убеждены, что нынешнее господствующее положение Сбербанка вступает в противоречие с антимонопольным законодательством; к тому же направление средств частных вкладчиков на крупные промышленные проекты создает неоправданный риск для сбережений населения.

Наблюдатели усматривают в действиях МАП два мотива. С одной стороны, его предложения действительно укладываются в логику антимонопольной политики, которой это ведомство номинально должно заниматься. В то же время МАП нельзя отнести к числу самых смелых министерств оно довольно пассивно и в последнее время не демонстрировало особой готовности к серьезным сражениям. Критики проекта МАП указывают, что его инициативы выглядят как отстаивание интересов крупного банковского бизнеса, стремящегося ослабить государственного конкурента. Показательно, что несколькими неделями ранее проект ограничения функций Сбербанка был предложен Российским союзом промышленников и предпринимателей. Определить, чего в действиях МАП больше либерализма или лоббизма, пока довольно трудно.

Проект реформы Сбербанка не мог не вызвать сопротивления его руководителей. По их словам, предложения МАП исходят из абстрактного понимания принципов конкуренции и не учитывают российской специфики. Особо подчеркивается, что 60 % филиалов Сбербанка расположены в сельской местности и зачастую убыточны. Но частные банки не торопятся идти в малонаселенные регионы, предпочитая снимать сливки в крупных городах. Свое привилегированное положение Сбербанк рассматривает как один из способов компенсации издержек, которые несут его социально важные, но финансово неперспективные отделения в регионах.

Ожидается, что в ближайшие дни вокруг реформы Сбербанка развернется новая война. Антимонопольное ведомство, представившее свой документ в правительство, надеется на сочувствие крупного бизнеса. На стороне нынешнего руководства Сбербанка могут выступить Центробанк и министерство финансов, которым не хотелось бы нарушать статус-кво. Кабинет министров никаких позиций пока не занял и вмешиваться в банковский сектор вообще не торопится так, вопреки многочисленным ожиданиям, широко обсуждавшийся проект масштабной реформы банковской системы не получил внятной оценки правительства. Все карты могут спутать и действия президента. 12 ноября в связи с празднованием 160-летия Сбербанка (его историю теперь принято начинать с открытия Николаем I в 1841 г. первых сберегательных касс) Владимир Путин посетил одно из его отделений. Высказывания главы государства, несомненно информированного об инициативах МАП, прозвучали довольно двусмысленно. Он высоко оценил работу Сбербанка, назвав защиту сбережений граждан главным приоритетом, но высказался за большее внимание банка к работе с населением, что выглядит как косвенная поддержка не имеющих пока серьезного политического веса предложений антимонопольного ведомства.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4385, 15 ноября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...