СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Дать волю призывникам

Президент России обещает отменить
всеобщую воинскую повинность

21 ноября в ходе встречи с премьер-министром Михаилом Касьяновым Владимир Путин высказался за комплектование вооруженных сил на сугубо профессиональной основе. По сути речь идет о возможности отмены всеобщей воинской повинности.

Слухи о готовности президента призывники-2001прислушаться к голосам противников всеобщего призыва появились еще прошлой осенью. Тогда сообщалось, что Путин весьма одобрительно отозвался о представленном СПС проекте реформы вооруженных сил. Обнадеженные правые совместно с «Яблоком» приступили к окончательной доработке проекта. Однако затем решение вопроса забуксовало: в течение нескольких недель правительство не смогло собраться на заседание, посвященное преобразованиям в вооруженных силах.

В последние годы и наблюдатели, и политики, и профессиональные военные все чаще говорят о том, что призыв в армию пережиток прежней системы и не обеспечивает необходимую обороноспособность страны. Накануне президентских выборов 1996 г. эту идею поддержал было Борис Ельцин, пообещавший перейти на контрактную основу армии уже к 2000 году. Однако после того, как он был переизбран, в Кремле утратили интерес к этой теме. Она возникала теперь лишь эпизодически либо во время довольно отвлеченных разговоров о военной реформе, либо в связи с парламентскими выборами, где СПС и «Яблоко» активно ратовали за упразднение всеобщего призыва.

Все это сопровождалось изменениями в системе призыва. Еще с конца 80-х идет некоторое ее смягчение. Сначала была предоставлена отсрочка студентам вузов, затем предпринята попытка сократить срок службы до полутора лет (это отменили с началом первой чеченской войны). Ставка делается на то, чтобы солдаты срочной службы по возможности не покидали родные регионы. В ряде случаев призыв становился предметом торга. Так, столичные власти неоднократно обещали, что москвичей не будут призывать в Чечню (хотя никакой правовой базы для этого не было). Трудным испытанием стал и призыв военнослужащих на территории Чечни по российскому законодательству власти обязаны это делать, однако они либо самоустраняются от этого вопроса, либо пытаются комплектовать чеченцами строительные части (тем самым подчеркивая их неполноправный статус). Все чаще говорят о том, что служба в армии становится «налогом на бедность»: форму надевают те, кто не смог поступить в вуз (хотя бы на платной основе) и не нашел средств на взятку чиновникам из военкомата.

Впрочем, пока мало кто разобрался, насколько серьезно следует относиться к обещанию Путина. Дата отказа от призыва называется крайне расплывчато: речь идет об утверждении программы к 2004 г., а о полной отмене призыва к 2010-му. Налицо сопротивление министерства обороны причем не только генералитета, но и министра Сергея Иванова, за несколько дней до «исторической» встречи Путина и Касьянова открыто призвавшего не форсировать отказ от призыва.

Сохраняется также много неполитических препятствий для отказа от системы призыва. В настоящее время руководство военного ведомства стремится максимально завысить стоимость реформы, пробив максимальное финансирование через бюджет. В условиях падения мировых цен на нефть удовлетворить такие аппетиты вряд ли возможно. Как пошутил в интервью газете «Известия» один из правительственных чиновников, «будет нефть стоить 50 долларов за баррель наймем одних швейцарских гвардейцев». Помимо необходимости увеличения зарплат контрактников, речь идет и о необходимости перестройки армейской машины об изменении отношения к солдатам, улучшении условий их жизни. В «подъемности» этой задачи тоже существует немало сомнений. Не приносит уверенности и опыт военной службы по контракту. Значительную часть нынешних 150 тыс. контрактников составляют женщины жительницы военных городков, которые не имеют другой возможности трудоустройства. Да и в боевых действиях (например, в Чечне) контрактники проявили себя не самым лучшим образом.

Таким образом, независимо от искренности или неискренности намерений президента очевидно, что отказ от всеобщего призыва станет в ближайшее время предметом больших политических игр и большого торга. Вполне возможно, что все закончится компромиссом вроде отказа направлять призывников в «горячие точки». Впрочем, даже такая мера будет носить революционный характер и прибавит Путину дополнительные очки в глазах избирателей.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4387, 29 ноября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...