МИР ИСКУССТВА

 

Русские аукционы в Лондоне

Сенсация: 626 тысяч долларов
за картину Зинаиды Серебряковой

20 и 21 ноября в Лондоне проводились русские аукционы. У «Сотби» 20-го, а у «Кристи» 21-го, одновременно с меньшего объема аукционом в филиале «Сотби» в выставочном центре «Олимпия».

Цены растут

Результаты аукционов подтвердили общую тенденцию рынка искусства за предыдущие пять лет: цены на русскую живопись устойчиво растут!

20 ноября на Бонд-стрит из 198 произведений живописи десять были проданы за суммы, значительно превышающие максимальную оценку. Среди них 11 работ имели стартовые цены от 50 до 300 тыс. фунтов. «Сотби» выручило с этого аукциона 4,5 млн. долл., что подтверждает прочность рынка русского искуства.

Чем же можно объяснить такие высокие цены? Главным образом тем, что число качественных работ на русском рынке уменьшается, а спрос продолжает расти соответственно и цены. В этом случае рост цен играет положительную роль, извлекая из частных собраний шедевры, с которыми владельцы раньше и не подумали бы расстаться. В стремлении заручиться хорошими работами аукционные дома соглашаются с просьбами продавцов и завышают стартовые цены и минимальную цену, за которую собственник согласен расстаться с работой.

Среди покупателей, приобретающих по высоким ценам, находятся и начинающие. Они наивно справляются у экспертов аукционного дома о стоимости картин. И, естественно, получают ответ: если хотите приобрести картину, то будьте готовы покупать не меньше чем по максимальной стартовой цене.

При оптимизме покупателей и ажиотаже, который был в зале, некоторым продавцам повезло, и они выручили большие деньги. Другие же губят картину, прося за нее больше того, во что рынок в данный момент ее оценивает. После неудачи на аукционе такие картины будет трудно продать.

Но это не значит, что все было так хорошо. 95 лотов, т.е. 48%, остались непроданными. В этом частично отразилось завышение стартовых цен: продавцы надеются, что стартовые цены действуют на покупателей убедительно, заставляя их расставаться со значительными суммами.

Зинаида Серебрякова

Зинаида Серебрякова. Баня.

Впервые на аукционах «Сотби» появилось такое число качественных работ Серебряковой: четыре портрета, автопортрет и два натюрморта. Эти семь картин маслом продавала ее дочь Екатерина Борисовна, живущая в Париже. Вырученные с продажи средства пойдут Фонду Серебряковой в Париже. Цель фонда сделать инвентаризацию всех работ, находящихся в семье, т.е. самой Зинаиды, ее сына Александра и дочери Екатерины, Александра Бенуа и Евгения Лансере, сохранять их и выставлять. Дополнительные задачи фонда описание истории семьи Серебряковых и изучение русской эмиграции в Европе.

Начиная с 1925 г. Серебрякова писала картины на тему женской красоты. Ей позировали главным образом ее дочь Екатерина и девушки из знакомых русских семей. Написанные не с профессиональных натурщиц, этюды Серебряковой характерны неуловимым отпечатком одухотворенности и отсутствия эротики. Сравнивая их с работами современных живописцев, известный критик Сергей Маковский писал:

«Особенно примечательны этюды наготы... перед нами та же фигура юной натурщицы с лицом подростка и гармонически развитым, сильным телом в разных положениях лежа, стоя, в фас, спиной или вполоборота. Художница, можно сказать, вдохновенно прочувствовала пропорции, линии и ракурсы этого целомудренного, цветущего тела. После всех напомаженных, салонных «ню», с одной стороны, а с другой экспрессионистских нагих чудовищ, эта правдивая красота наготы дает большую радость».

«Кристи», 21 ноября

На аукционе «Кристи» было представлено 46 работ 40 художников. Большинство произведений имели первоначальную оценку от 2 до 3 тыс. фунтов, достигнув в двух случаях 10-12 тысяч на Айвазовского и 8-10-ти на портрет кисти Репина.

Рерих был представлен тремя работами, А.Бенуа и Мак (Иванов) двумя, а остальные 35 живописцев по одной.

Коллекция неинтересна, что и было подтверждено покупателями. Из 46 лотов пять остались непроданными, несмотря на умеренные стартовые цены.

Аукцион отразил отсутствие желания руководства «Кристи» проявить хоть минимальный интерес к русской живописи. Зато прикладное искусство, которому глава русского отдела «Кристи» уделяет значительное внимание, было представлено 126 лотами, включая серебро, фарфор, изделия Фаберже, перегородчатую эмаль и скульптуру.

Бюст Распутина работы Аронсова остался непроданным при стартовой цене 7 тыс. фунтов. Зато портрет старика кисти Репина был продан за 58.750 фунтов при стартовой цене 8-12 тысяч.

«Сотби», «Олимпия», 21 ноября

Аукцион филиала «Сотби» в выставочном доме «Олимпия» проходил в то же самое время, что и русский аукцион у Кристи. Более неудачное совпадение трудно придумать, хотя сотрудники «Сотби» знали заблаговременно об аукционе «Кристи».

Это отражает хаотичное состояние, в котором ноходится руководство «Сотби». Оно только и ждет окончания процесса в Нью-Йорке против А.Таубмана, главного акционера «Сотби». После решения суда станут известны и окончательный размер штрафа, который «Сотби» придется оплачивать клиентам, потерпевшим ущерб, и участь А.Таубмана. Вот тогда-то Таубман и сможет конкретно назначить оценку на свой конкретный пакет акций и приступить к продаже аукционного дома.

*

Хотя экономика США и Европы находится в периоде некоторого спада, это не касается художественного рынка, что подтверждается огромными ценами за полотна Репина, Серебряковой, Баранова-Росинэ и Айвазовского, купленные коллекционерами из Америки и Европы.

Приложение: ТАБЛИЦА.
«Результаты продажи некоторых картин.
Аукцион «Сотби», 20.11.2001 г.»

(фотофайл, загружается с некоторой задержкой)

НИКИТА ЛОБАНОВ-РОСТОВСКИЙ


Лондон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4387, 29 ноября 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...