АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

 

Навстречу парламентским выборам
на Украине

Строительство блоков близится к финалу

Партии
номенклатурно-олигархического
«центра»

Украина, как и Россия, страна победившего административно-криминального капитализма с олигархической системой правления. Правящий класс на Украине номенклатурно-бюрократическая олигархия, в персональном отношении на 90% состоящая из старой советской партийно-комсомольско-административно-хозяйственной бюрократии и на оставшиеся 10% из «новых украинцев».

В отличие от России, где «центристские» номенклатурно-олигархические партии консолидировались вокруг президента и завершают процесс своего организационного слияния, на Украине номенклатурно-олигархический «центр» сейчас раздроблен. Главная причина Леонид Кучма по конституции не имеет права баллотироваться на третий срок на предстоящих в 2003 г. президентских выборах, а его «преемник» пока не определен.

Такая же ситуация была в России в 1998-1999 гг., когда за наследие «Нашего дома России» и звание будущей «партии власти» боролись «Отечество», «Вся Россия», «Голос России» и т.д., пока осенью 1999-го не появился фаворит олигархии блок «Медведь».

На сегодня собственно номенклатурно-олигархический лагерь на Украине представляют:

В этот блок, самый близкий к президенту Кучме, объединились две партии днепропетровского номенклатурно-олигархического клана «Трудовая Украина» Сергея Тигипко и Леонида Деркача и НДП Валерия Пустовойтенко, основная партия донецкого клана Партия регионов Украины (ПРУ) Николая Азарова, а также Аграрная партия Украины (АПУ) Михаила Гладия партия сельскохозяйственной олигархии (в основном бывшие директора колхозов, ставшие собственниками). На днях к блоку присоединилась Партия промышленников и предпринимателей премьер-министра Анатолия Кинаха. Блок пользуется поддержкой главы президентской администрации Владимира Литвина. Антикучмистская оппозиция подозревает, что именно В.Литвин (брат которого недавно возглавил госкомитет охраны границ) будет назначен в 2003 г. «преемником» Л.Кучмы. В.Литвин и А.Кинах, возможно, возглавят список кандидатов от блока «За еду».

На парламентских выборах 1998 г. НДП, тогдашняя официальная «партия власти», получила 5,01% по общегосударственному многомандатному округу, остальные ее нынешние союзники не преодолели 4-процентного барьера.

Социологи расходятся в определении электорального потенциала блока «твердых кучмистов», давая ему от провальных 3% до почетных восьми и от 20 до 60 мандатов в мажоритарной половине парламента.

Ни «Демсоюза», ни «Единства» в 1998 г. еще не существовало, а селяне выступали тогда в блоке с Соцпартией Александра Мороза.

Ныне политологи сулят «Единству» (блоку или отдельной партии А.Омельченко, если блок не состоится) от 3 до 5%.

На парламентских выборах 1998 г. СДПУ(о) получила 4,01% голосов. Предполагается, что не меньше (или даже больше) будет и на этих выборах в особенности если первое место в списке кандидатов займет известный футболист Андрей Шевченко, которого с этой целью собираются специально выписать из Италии, где он до недавнего времени играл за клуб «Милан».

В отличие от российского «Кедра» (партии чиновников Санэпидемнадзора), ПЗУ начиналась действительно как партия настоящих экологистов-неформалов, но потом была оседлана «новыми украинцами» средней руки. Часть прежнего актива отделилась от ПЗУ и создала Зеленую партию Украины (ЗПУ), члены которой в парламенте входят во фракцию «Яблоко».

На парламентских выборах в 1998 г. ПЗУ собрала 5,43%, но на президентских выборах 1999-го В.Кононов получил только 0,29%. Однако эксперты считают электорат ПЗУ стабильным и дают ей от 5 до 8%.

Личное обаяние и одновременно политическая неопределенность взглядов «леди Ю» позволяет блоку расчитывать на часть традиционного электората как левых, так и правых, как русскоязычных восточных украинцев, так и западных националистов. Опросы населения и экспертизы политологов дают Ю.Тимошенко от 4 до 10%.

Национал-бюрократы и
националисты

В бытность премьер-министром В.Ющенко выплатил задолженности по пенсиям и зарплатам, что сделало его популярным политиком (в том числе в восточных областях) и потенциальным кандидатом в наследники Л.Кучмы. Благодаря его поддержке Юлии Тимошенко удалось сильно ограничить корыстный произвол днепропетровского, донецкого и киевского кланов (что и привело сначала к изгнанию из кабинета «леди Ю», а потом и к смещению самого В.Ющенко).

Помимо несомненных успехов в экономике, В.Ющенко известен также попыткой запретить русские вывески в русскоязычном Крыму и имеет устойчивую репутацию «подкаблучника», верно следующего руководящим указаниям своей второй жены-американки. В период недавнего противостояния президента Кучмы и лево-правой оппозиции, пытаясь удержаться на посту премьера В.Ющенко ронял свою популярность изъявлениями «сыновней» любви к «отцу нации» Л.Кучме при одновременной дружбе с опальной Ю.Тимошенко и лидерами право-националистического крыла оппозиции.

После смещения с поста главы кабинета (голосами президентских номенклатурно-олигархических фракций и коммунистов) В.Ющенко создал блок «Наша Украина», в который на правах младших партнеров вошли как многочисленные мелкие националистические партии, так и национал-демократы и национал-либералы в общей сложности не менее 15 партий. Олигархия опомнилась и попыталась вновь переманить В.Ющенко к себе, посулив ему первое место в списке блока «Тундра», но тут экс-премьер проявил твердость (или злопамятность).

Блок ставит своей целью выйти на парламентских выборах на первое место с тем, чтобы впоследствии выдвинуть В.Ющенко на пост президента. Однако популярность экс-премьера после отставки снижается, и скорее у его блока есть шансы завоевать второе место (после коммунистов). Эксперты предсказывают «Нашей Украине» от 15 до 25% голосов и почти все мажоритарные мандаты в пяти западных областях.

В 1998 г. блок «Национальный фронт» (КУН, УРП и УКРП) получил непроходные 2,71%, но добыл себе пять мандатов в мажоритарных округах (3 из них КУН). Ныне «куновцев» взяли в блок «Наша Украина», но номенклатурная верхушка блока третирует их как «маргиналов» и будет только рада, если они обидятся и уйдут из блока.

Не взятым к Ющенко УРП и УКРП ничего не оставалось, как примкнуть к блоку Юлии Тимошенко.

На выборах 1998 г. ДерСУ и СНПУ, составившие блок «Меньше слов», вместе получили 0,17%, а выступавшая отдельно УНА-УНСО 0,4%. Хотя национал-радикалы высказывали свою поддержку Виктору Ющенко, в блок «Наша Украина» их не взяли. Они не представляют серьезной электоральной силы, хотя и способны провести в Верховный совет 3-4 депутатов по мажоритарным округам в западных областях Украины.

Демократы и
либералы

На парламентских выборах 1998 года тогда еще единый «Рух» В.Черновила получил 9,4%. На президентских выборах 1999 у Юрия Костенко было 2,17%, а у Геннадия Удовенко 1,22%.

Ныне два первых «Руха» с большим трудом договорились о воссоединении и вошли вместе с украинскими националистами в блок «Наша Украина» В.Ющенко.

«Рух-3» Б.Бойко в союзе с парой карликовых партий выступает под названием блока «Народный Рух Украины», дезориентируя таким образом старого руховского избирателя и играя на руку номенклатрно-центристским партиям.

На парламентских выборах 1998 г. ПРП набрала непроходные 3,13%, но провела троих депутатов по одномандатным округам (позже их число удвоилось за счет перебежчиков из «Руха-1»).

При Л.Кучме ПРП была некоторое время младшим партнером «партии власти» и поддерживала президента. В настоящее время ПРП находится в союзе с обоими главными «Рухами» и вместе с ними вошла в блок «Наша Украина».

Предполагается союз с отколовшейся от ПЗУ Зеленой партией Украины (ЗПУ) Ореста Мельникова но обязательно со словом «яблоко» в названии блока.

Партия имеет некоторую поддержку в городах Восточной Украины, но пока более 3% на парламентских выборах «Яблоку» никто не дает (ни отдельно, ни в блоке с зелеными раскольниками). Нынешняя «яблочная» фракция в ВС, однако, состоит в основом из депутутов-мажоритариев, которые надеются сохранить свои мандаты.

Украинские левые

Уже не коммунисты, но и не социал-демократы партия провинциальных русскоязычных чиновников преимущественно восточных и южных областей, с опозданием вписавшихся в чиновно-олигархический капитализм. Умеренно левые, имперские националисты (не этнические украинские, а советские) можно назвать их «украинскими зюгановцами».

На парламентских выборах 1998 г. КПУ получила 24,65% голосов. На президентских выборах 1999-го П.Симоненко получил, по официальным данным, 22,24% в первом туре и 37,7% во втором.

Весной нынешнего года от КПУ откололась Коммунистическая партия рабочих и селян (КПРС) Александра Яковенко и Владимира Моисеенко (одновременно председателя Всеукраинского союза «За возрождение СССР»). КПРС/«За СССР» способна оторвать у КПУ 1-2%, но вряд ли пройдет в парламент.

Доля левого электората с 1998 г. не уменьшилась, но если и увеличилась то незначительно. Значит, на грядущих парламентских выборах КПУ почти гарантировано первое место и столь же гарантировано поражение на будущих президентских выборах (скорее всего опять во втором туре).

На выборах выступает самостоятельно, преодоление 4-процентного барьера возможно, но не гарантировано.

По западным меркам, это лево-социал-демократическая партия.

На парламентских выборах 1998 г., выступая с прицепом в виде СелПУ, СПУ собрала 8,56% голосов. На президентских выборах 1999 г. А.Мороз получил, по официальным данным, 11,29% (3-е место после Л.Кучмы и П.Симоненко), а на самом деле, может быть, и значительно больше.

В блоке с СПУ, видимо, выступит ряд более мелких партий, в том числе существующая с 1990 г. Социал-демократическая партия Украины (СДПУ), возглавляемая ныне Юрием Буздуганом. На выборах 1998 г. СДПУ Ю.Буздугана получила 0,32%.

Блок А.Мороза проходит, видимо, в Верховный совет, но эксперты вроде бы отмечают падение популярности лидера СПУ.

*

ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ


Киев Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4388, 06 декабря 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...