МИР ИСКУССТВА

 

Там, где встречаются
Франция и Россия

9-й Фестиваль русского кино в Онфлёре

Для меня это большая радость быть председателем Онфлер. Награждение лауреатов жюри русского фестиваля в Онфлёре, говорит мне Владимир Волков. Я чувствовал себя действительно в своей роли быть там, где Франция и Россия встречаются. Знаете, лет пятьдесят тому назад, представляясь великому князю Владимиру Кирилловичу, я спросил его: «А что я могу сделать для вас?» и его императорское высочество мне сказал, что я могу помочь французам лучше понимать Росиию. С этого дня я и стараюсь, поэтому чувствую сегодня, на фестивале, как будто я выполняю миссию, мне доверенную великим князем. А в Онфлёре я в сущности оказался случайно. На книжной ярмарке ко мне в объятия неожиданно бросается Грегуар Брайнин-Муано и говорит: «Не хотите ли вы быть председателем жюри?» Грегуар мне очень симпатичен, хотя мы с ним встречались всего два раза; я его очень люблю и рад был оказать ему услугу все-таки не надо забывать, что именно он основатель Онфлёрского фестиваля.

Мое первое впечатление фестиваль был замечательно организован. Второе мне очень понравились русские фильмы, и я очень сожалею, что русское кино так мало известно во Франции. А какие актеры! Нам, жюри, было очень тяжело выбирать, потому что все актеры замечательные! Хотя для меня лично самый удивительный фильм «Телец». Я думаю, что это великий фильм нового столетия...

То есть, если бы вы решали единолично, «Гран-при» достался бы фильму Сокурова?

Если бы я был монархом, то все призы я дал бы, конечно, «Тельцу». Понимаете, фильм тянется очень долго, ничего не происходит, казалось бы, но режиссер держит нас в постоянном напряжении. Удивительный актер играет Ленина, и надо быть необыкновенной актрисой или просто мазохисткой, чтобы так сыграть как урода, монстра какого-то Крупскую.

Во время обсуждения фильма на пресс-конференции в Канне многие упрекали Сокурова за сострадание к чудовищу. В вас тоже говорит христианское милосердие?

Я совсем не так вижу этот фильм. Мне кажется, Ленин здесь отвратителен с начала до конца и все время думает только о себе. Мерзавцем был, мерзавцем и остался. Для меня это скорее «собаке собачья смерть». Я бы с удовольствием дал главный приз за лучшую мужскую роль актеру, исполняющему роль Сталина: Сталин все-таки был интересный человек, и актер, мне кажется, это хорошо показывает. У меня вообще к Сталину как к действующему лицу есть какое-то пристрастие. Я и сам написал о нем довольно много он, в частности, герой моей пьесы «Ялта». Я также написал книгу о «троице зла», как я их называю: Ленине, Сталине и Троцком, причем из этих троих Сталин для меня наиболее симпатичный, а самый отвратительный, конечно, Ленин.

Позвольте полюбопытствовать, чем же вам так симпатичен Сталин?

Поймите меня правильно, я не защищаю Сталина, его пороки общеизвестны. Конечно, он был чудовищем, но все-таки он выиграл самую великую войну, которая когда бы то ни было случалась в мире. Если Ленин был только разрушителем, то Сталин все-таки что-то построил, и именно это «что-то» победило Гитлера.

А какой второй фильм вы отметили бы, если бы были единовластным монархом?

Здесь мое мнение совпало с мнением большинства жюри я имею в виду картину «Луной был полон сад». Не заключайте из этого, что мне совсем не понравились «Старые клячи» Рязанова: там играют четыре прекрасные актрисы, но, как мне кажется, не очень удачно выстроен сценарий. Он мне напоминает мячик, который сначала прыгает высоко, а потом все ниже и ниже так и здесь: прием, на котором он выстроен, сначала очень интересен, а потом повторяется раз-два-три-четыре... Так что если бы фильм был на полчаса короче, он несомненно бы выиграл.

Владимир Николаевич, вы сами писатель как вы отнеслись к фильму о Бунине?

Да очень скверно. Там, например, много неточностей в смысле языка. В этом фильме обращаются «дамы и господа», что по-русски бессмысленно, потому что «господа» это уже означает «мужчины и женщины». Говорили «милостивые государи и государыни» или просто «господа». Бунин, который очень хорошо говорил по-русски, не мог сказать «дамы и господа»! Кроме того, все эти истории кто с кем спал меня, честно говоря, мало волнуют. С эстетической точки зрения фильм снят очень красиво, и актрисы все замечательные, я в них во всех трех, прямо скажем, влюбился. А Бунин здесь ужасный эгоист, всеми пользуется, какой-то истеричный. А Бунин все-таки не такой совсем, Бунин был великим писателем. Вот режиссер перед началом сеанса рассказывал, что он и актеры с цветами поехали на кладбище в Сент-Женевьев де-Буа, извиняться перед Буниным, который ненавидел выставлять напоказ свою личную жизнь, за этот фильм. И правильно сделали. Надеюсь только, что он им не простил.

Мы с вами встречались последний раз восемь лет назад. Бываете ли вы в России, и как вы относитесь к тому, что там сейчас происходит?

Бываю, бываю, довольно часто. Я встречался с президентом, мне он скорее нравится, так что я надеюсь...

«Дневник его жены» фильм о перипетиях любовной драмы Бунина, увиденный сквозь призму восприятия его жены Веры Муромцевой. Действие фильма происходит в основном в Грассе с 1933 г., когда русский писатель-эмигрант получил Нобелевскую премию, и до конца войны. Съемки «Дневника» происходили в Крыму, так удивительно похожем в картине на Лазурный берег. Но в Грасс съемочная группа все-таки поехала чтобы поклониться дому Бунина. К их удивлению, о вилле Бунина здесь уже никто не помнит, с трудом через мэрию удалось узнать ее точное местоположение. В дом новые хозяева русских, конечно, не пустили, да и камень с надписью о великом писателе, здесь некогда жившем, удалось найти не сразу он просто валялся в траве. Мой первый вопрос к Алексею Учителю:

Как возник замысел фильма о Бунине?

Мы со сценаристкой Дуней Смирновой задумали триптих об известных людях русской эмиграции. Первый фильм, «Мания Жизели», - об Ольге Спесивцевой, второй о Бунине, и третий мы собирались сделать о Набокове, но его родственники не дают разрешение на такое кино, и мы тут, к сожалению, ничего сделать не можем.

У каждого из нас есть свой Бунин, поэтому, наверное, ваш фильм вызывает такие споры.

У меня самого два Бунина. Один тот, которого я знаю по его произведениям. Для меня это человек вне быта, вне времени, и я действительно очень люблю его. Но я для себя сразу определил, что снимаю чисто человеческую историю, в которой фамилия Бунин не так уж важна.

Вы хотите сказать, что ваш герой мог быть плохим писателем?

Желательно, конечно, чтобы он был хорошим писателем, но дело не в этом. Если бы я все время думал, что снимаю фильм о великом человеке, возможно, я бы не снял такую картину. Я хотел снять очень личную историю об известном русском писателе, а Петров он, Мережковский или Бунин -это не столь важно. Для себя я определил, что снимаю историю о пожилом русском писателе, у которого происходят пертурбации в личной жизни. И этот подход давал мне известную свободу в подходе к материалу: хотя вся история, изложенная нами в фильме, документальная, я мог себе позволить некоторые поэтические отклонения. Например, Бунин умер у себя дома, в своей парижской квартире, у нас он умирает в поезде. Понимаете, показать, что наш герой великий писатель, в картине невозможно. А вот показать, что этот человек пережил (история наша начинается, когда ему стукнуло 60, а заканчивается, когда ему за 70) сильнейшую любовную драму и после этого молчал три года, не написав ни строчки, а потом появляется сборник «Темные аллеи» с поразительными для пожилого человека рассказами о любви, вот это более интересная история. Узнав эту историю, вы уже по-другому будете читать Бунина.

Для меня в этом смысле очень символичен один эпизод из нашей съемочной жизни. Группа у нас была в основном московская и питерская, и несколько местных работяг помогали нам передвигать декорации и т.п. Пять немолодых, пьющих мужиков, которые вместе с нами изо дня в день проживали какой-нибудь эпизод из жизни Бунина. И через несколько недель подходит один из них ко мне с книжкой Бунина и говорит, показывая на Андрея Смирнова «Можно я возьму автограф?» а потом, уже обращаясь к артисту: «Иван Алексеич, поставь, пожалуйста, автограф». И смешно, и парадоксально, но это говорит о том, что происходящее его эмоционально задело.

Показывали ли ваш фильм во Франции?

Мы надеялись, что Бунин, живший во Франции, вызовет интерес именно здесь. А пока получилось наоборот. Картина смотрится с интересом и в Европе, и в Америке в прошлом году наш фильм выставляли от России на «Оскара». «Оскара» мы не получили, но было очень много показов, наш фильм участвовал уже в шести американских фестивалях.

Неужели в Америке знают творчество Бунина?

Наш фильм задел американцев эмоционально, и абсолютно неважно, что Бунина они не знают. После этого фильма мы получили много интересных предложений от американских продюсеров, и, в частности, в начале декабря я еду в Лос-Анджелес обсуждать последние детали большого русско-американского проекта. В основе сценария подлинная история, о которой в сущности до сих пор почти ничего не говорилось. Война, 43-й год, в Мурманск приходили, как известно, английские и американские корабли с оружием и продуктами. И вот по негласному соглашению советское командование создает в Мурманске закрытый публичный дом для союзников.Это было очень своеобразное заведение туда был специальный отбор, набирали красивых женщин, да еще обязательно со знаниием языка. Ну и, конечно, там завязывались и любовные истории. А в конце войны их всех, более 300 человек, посадили на баржу и потопили. Вот о них мы и попытаемся снять фильм...

Поделиться своими впечатлениями о фестивале мы попросили Эльдара Рязанова, в этом году впервые приехавшего в Онфлёр.

Фестиваль очень славный, симпатичный. Какая-то у него дружелюбная аура, люди постоянно улыбаются, и сам город красивый. Очень хорошо все организовано ни одного раздражителя, ни одной царапинки психологической не было. И публика замечательная я просто влюблен в этих зрителей (показывали не только «Старые клячи», но и мой старый фильм, «Жестокий романс»).

Есть ли у вас сейчас новый замысел фильма?

Да, если достану денег, буду снимать комедию, комедию положений просто чтобы все хохотали, веселились и отдыхали и не думали ни о чем дурном.

Кто-то еще дает сегодня деньги на кино?

Немного денег дает государство, иногда попадаются какие-то спонсоры, но вообще с этим плохо.

Мы с вами встречались в Париже в 1992 г., после премьеры вашего фильма «Небеса обетованные». И нота разговора у нас была какая-то пессимистическая. А сейчас времена изменились...

Да, время все-таки изменилось к лучшему. Появилась стабильность, и, слава Богу, России наконец повезло с президентом. Но у государства очень много проблем, до кинематографа просто не доходят руки.

А новое поколение смотрит ваши фильмы?

Меня очень трогает, что после просмотра 15-17-летние подходят ко мне, просят автограф, благодарят за фильм. Вообще мои картины не сходят с экранов телевизоров, а 31 декабря 2000 года по разным каналам ТВ шло семь моих фильмов...

ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ


Онфлёр Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4388, 06 декабря 2001 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...