МИР ИСКУССТВА |
Организатором восьми предыдущих фестивалей был Владимир Борев (журнал «Видео-асс») при участии Онфлёра. В этом году французская сторона, видимо, изрядно уставшая от огромной «околокинематографической» тусовки, которая обычно сопровождала российскую делегацию, решила взять организацию в свои руки. Фестиваль несомненно потерял в числе и разнообразии развлечений, зато выиграл большую делегацию русских кинематографистов и впервые сосредоточился на своем первоначальном призвании кино. В конкурсную программу, как и задумалио изначально организаторы фестиваля, были отобраны картины последних лет, неизвестные (за исключением «Тельца» А.Сокурова) во Франции: «Луной был полон сад» В.Мельникова, «Часы без стрелок» В.Наумова, «Старые клячи» Э.Рязанова, «Яды» К.Шахназарова, «Дневник его жены» А.Учителя. Представлять свои фильмы приехали режисссеры Эльдар Рязанов, Карен Шахназаров, а Алексей Учитель появился вместе с исполнителями главных ролей Андреем Смирновым и Галиной Тюниной. К несчастью, в Онфлёра не смог прибыть Владимир Наумов: перед самым вылетом, уже в самолете, с ним случился сердечный приступ, и ему пришлось остаться в Москве. Режиссера Виталия Мельникова представляла его дочь, сотрудница «Ленфильма» Ольга Аграфенина, а фильм Сокурова один из петербургских продюсеров. Почетным гостем фестиваля стал режиссер Виталий Каневский, фильмы которого неоднократно показывали в онфлёрских ретроспективах.
Жюри фестиваля под председательством французского писателя русского происхождения Владимира Волкова, куда вошли французские журналисты, продюсеры, а также актриса и режиссер Софи Агасински и петербургский актер Сергей Мигицко, оказалось на редкость «традиционным»: они не оценили (или не поняли) ни абсурдистский юмор эстетской комедии Шахназарова «Яды», ни изысканно снятую психологическую драму Алексея Учителя из жизни Ивана Бунина «Дневник его жены» и единодушно отдали главный приз, «Гран-при города Онфлёра», милой старомодной комедии «Старые клячи», явно не самой лучшей из снятых Эльдаром Рязановым. (То, что Рязанов самый, наверное, всенародно любимый режиссер советской и постсоветской эпохи, кажется естественным; удивительно, что точно так же отреагировали французы.) Благодаря настоятельному вмешательству председателя жюри был создан новый приз «Специальное упоминание жюри» специально для фильма Сокурова «Телец». Единственный фильм, вызвавший единодушие у публики и жюри, романтическая комедия Виталия Мельникова «Луной был полон сад». Фильм получил одновременно и приз зрительских симпатий, и приз им. Франсуа Шале за лучший сценарий, а Зинаида Шарко, исполнительца главной роли, приз за лучшую женскую роль. Чтобы как-то воздать должное самолично прибывшему в Онфлёр директору «Мосфильма» К.Шахназарову, приз за лучшую мужскую роль отдали главному герою «Ядов» милому, но совсем не выдающемуся молодому исполнителю Игнату Акрачкову. Региональный совет Нижней Нормандии присудил свой приз за лучший авторский фильм картине Алексея Учителя.
Для меня это большая радость быть председателем жюри русского фестиваля в Онфлёре, говорит мне Владимир Волков. Я чувствовал себя действительно в своей роли быть там, где Франция и Россия встречаются. Знаете, лет пятьдесят тому назад, представляясь великому князю Владимиру Кирилловичу, я спросил его: «А что я могу сделать для вас?» и его императорское высочество мне сказал, что я могу помочь французам лучше понимать Росиию. С этого дня я и стараюсь, поэтому чувствую сегодня, на фестивале, как будто я выполняю миссию, мне доверенную великим князем. А в Онфлёре я в сущности оказался случайно. На книжной ярмарке ко мне в объятия неожиданно бросается Грегуар Брайнин-Муано и говорит: «Не хотите ли вы быть председателем жюри?» Грегуар мне очень симпатичен, хотя мы с ним встречались всего два раза; я его очень люблю и рад был оказать ему услугу все-таки не надо забывать, что именно он основатель Онфлёрского фестиваля.
Мое первое впечатление фестиваль был замечательно организован. Второе мне очень понравились русские фильмы, и я очень сожалею, что русское кино так мало известно во Франции. А какие актеры! Нам, жюри, было очень тяжело выбирать, потому что все актеры замечательные! Хотя для меня лично самый удивительный фильм «Телец». Я думаю, что это великий фильм нового столетия...
То есть, если бы вы решали единолично, «Гран-при» достался бы фильму Сокурова?
Если бы я был монархом, то все призы я дал бы, конечно, «Тельцу». Понимаете, фильм тянется очень долго, ничего не происходит, казалось бы, но режиссер держит нас в постоянном напряжении. Удивительный актер играет Ленина, и надо быть необыкновенной актрисой или просто мазохисткой, чтобы так сыграть как урода, монстра какого-то Крупскую.
Во время обсуждения фильма на пресс-конференции в Канне многие упрекали Сокурова за сострадание к чудовищу. В вас тоже говорит христианское милосердие?
Я совсем не так вижу этот фильм. Мне кажется, Ленин здесь отвратителен с начала до конца и все время думает только о себе. Мерзавцем был, мерзавцем и остался. Для меня это скорее «собаке собачья смерть». Я бы с удовольствием дал главный приз за лучшую мужскую роль актеру, исполняющему роль Сталина: Сталин все-таки был интересный человек, и актер, мне кажется, это хорошо показывает. У меня вообще к Сталину как к действующему лицу есть какое-то пристрастие. Я и сам написал о нем довольно много он, в частности, герой моей пьесы «Ялта». Я также написал книгу о «троице зла», как я их называю: Ленине, Сталине и Троцком, причем из этих троих Сталин для меня наиболее симпатичный, а самый отвратительный, конечно, Ленин.
Позвольте полюбопытствовать, чем же вам так симпатичен Сталин?
Поймите меня правильно, я не защищаю Сталина, его пороки общеизвестны. Конечно, он был чудовищем, но все-таки он выиграл самую великую войну, которая когда бы то ни было случалась в мире. Если Ленин был только разрушителем, то Сталин все-таки что-то построил, и именно это «что-то» победило Гитлера.
А какой второй фильм вы отметили бы, если бы были единовластным монархом?
Здесь мое мнение совпало с мнением большинства жюри я имею в виду картину «Луной был полон сад». Не заключайте из этого, что мне совсем не понравились «Старые клячи» Рязанова: там играют четыре прекрасные актрисы, но, как мне кажется, не очень удачно выстроен сценарий. Он мне напоминает мячик, который сначала прыгает высоко, а потом все ниже и ниже так и здесь: прием, на котором он выстроен, сначала очень интересен, а потом повторяется раз-два-три-четыре... Так что если бы фильм был на полчаса короче, он несомненно бы выиграл.
Владимир Николаевич, вы сами писатель как вы отнеслись к фильму о Бунине?
Да очень скверно. Там, например, много неточностей в смысле языка. В этом фильме обращаются «дамы и господа», что по-русски бессмысленно, потому что «господа» это уже означает «мужчины и женщины». Говорили «милостивые государи и государыни» или просто «господа». Бунин, который очень хорошо говорил по-русски, не мог сказать «дамы и господа»! Кроме того, все эти истории кто с кем спал меня, честно говоря, мало волнуют. С эстетической точки зрения фильм снят очень красиво, и актрисы все замечательные, я в них во всех трех, прямо скажем, влюбился. А Бунин здесь ужасный эгоист, всеми пользуется, какой-то истеричный. А Бунин все-таки не такой совсем, Бунин был великим писателем. Вот режиссер перед началом сеанса рассказывал, что он и актеры с цветами поехали на кладбище в Сент-Женевьев де-Буа, извиняться перед Буниным, который ненавидел выставлять напоказ свою личную жизнь, за этот фильм. И правильно сделали. Надеюсь только, что он им не простил.
Мы с вами встречались последний раз восемь лет назад. Бываете ли вы в России, и как вы относитесь к тому, что там сейчас происходит?
Бываю, бываю, довольно часто. Я встречался с президентом, мне он скорее нравится, так что я надеюсь...
«Дневник его жены» фильм о перипетиях любовной драмы Бунина, увиденный сквозь призму восприятия его жены Веры Муромцевой. Действие фильма происходит в основном в Грассе с 1933 г., когда русский писатель-эмигрант получил Нобелевскую премию, и до конца войны. Съемки «Дневника» происходили в Крыму, так удивительно похожем в картине на Лазурный берег. Но в Грасс съемочная группа все-таки поехала чтобы поклониться дому Бунина. К их удивлению, о вилле Бунина здесь уже никто не помнит, с трудом через мэрию удалось узнать ее точное местоположение. В дом новые хозяева русских, конечно, не пустили, да и камень с надписью о великом писателе, здесь некогда жившем, удалось найти не сразу он просто валялся в траве. Мой первый вопрос к Алексею Учителю:
Как возник замысел фильма о Бунине?
Мы со сценаристкой Дуней Смирновой задумали триптих об известных людях русской эмиграции. Первый фильм, «Мания Жизели», - об Ольге Спесивцевой, второй о Бунине, и третий мы собирались сделать о Набокове, но его родственники не дают разрешение на такое кино, и мы тут, к сожалению, ничего сделать не можем.
У каждого из нас есть свой Бунин, поэтому, наверное, ваш фильм вызывает такие споры.
У меня самого два Бунина. Один тот, которого я знаю по его произведениям. Для меня это человек вне быта, вне времени, и я действительно очень люблю его. Но я для себя сразу определил, что снимаю чисто человеческую историю, в которой фамилия Бунин не так уж важна.
Вы хотите сказать, что ваш герой мог быть плохим писателем?
Желательно, конечно, чтобы он был хорошим писателем, но дело не в этом. Если бы я все время думал, что снимаю фильм о великом человеке, возможно, я бы не снял такую картину. Я хотел снять очень личную историю об известном русском писателе, а Петров он, Мережковский или Бунин -это не столь важно. Для себя я определил, что снимаю историю о пожилом русском писателе, у которого происходят пертурбации в личной жизни. И этот подход давал мне известную свободу в подходе к материалу: хотя вся история, изложенная нами в фильме, документальная, я мог себе позволить некоторые поэтические отклонения. Например, Бунин умер у себя дома, в своей парижской квартире, у нас он умирает в поезде. Понимаете, показать, что наш герой великий писатель, в картине невозможно. А вот показать, что этот человек пережил (история наша начинается, когда ему стукнуло 60, а заканчивается, когда ему за 70) сильнейшую любовную драму и после этого молчал три года, не написав ни строчки, а потом появляется сборник «Темные аллеи» с поразительными для пожилого человека рассказами о любви, вот это более интересная история. Узнав эту историю, вы уже по-другому будете читать Бунина.
Для меня в этом смысле очень символичен один эпизод из нашей съемочной жизни. Группа у нас была в основном московская и питерская, и несколько местных работяг помогали нам передвигать декорации и т.п. Пять немолодых, пьющих мужиков, которые вместе с нами изо дня в день проживали какой-нибудь эпизод из жизни Бунина. И через несколько недель подходит один из них ко мне с книжкой Бунина и говорит, показывая на Андрея Смирнова «Можно я возьму автограф?» а потом, уже обращаясь к артисту: «Иван Алексеич, поставь, пожалуйста, автограф». И смешно, и парадоксально, но это говорит о том, что происходящее его эмоционально задело.
Показывали ли ваш фильм во Франции?
Мы надеялись, что Бунин, живший во Франции, вызовет интерес именно здесь. А пока получилось наоборот. Картина смотрится с интересом и в Европе, и в Америке в прошлом году наш фильм выставляли от России на «Оскара». «Оскара» мы не получили, но было очень много показов, наш фильм участвовал уже в шести американских фестивалях.
Неужели в Америке знают творчество Бунина?
Наш фильм задел американцев эмоционально, и абсолютно неважно, что Бунина они не знают. После этого фильма мы получили много интересных предложений от американских продюсеров, и, в частности, в начале декабря я еду в Лос-Анджелес обсуждать последние детали большого русско-американского проекта. В основе сценария подлинная история, о которой в сущности до сих пор почти ничего не говорилось. Война, 43-й год, в Мурманск приходили, как известно, английские и американские корабли с оружием и продуктами. И вот по негласному соглашению советское командование создает в Мурманске закрытый публичный дом для союзников.Это было очень своеобразное заведение туда был специальный отбор, набирали красивых женщин, да еще обязательно со знаниием языка. Ну и, конечно, там завязывались и любовные истории. А в конце войны их всех, более 300 человек, посадили на баржу и потопили. Вот о них мы и попытаемся снять фильм...
Поделиться своими впечатлениями о фестивале мы попросили Эльдара Рязанова, в этом году впервые приехавшего в Онфлёр.
Фестиваль очень славный, симпатичный. Какая-то у него дружелюбная аура, люди постоянно улыбаются, и сам город красивый. Очень хорошо все организовано ни одного раздражителя, ни одной царапинки психологической не было. И публика замечательная я просто влюблен в этих зрителей (показывали не только «Старые клячи», но и мой старый фильм, «Жестокий романс»).
Есть ли у вас сейчас новый замысел фильма?
Да, если достану денег, буду снимать комедию, комедию положений просто чтобы все хохотали, веселились и отдыхали и не думали ни о чем дурном.
Кто-то еще дает сегодня деньги на кино?
Немного денег дает государство, иногда попадаются какие-то спонсоры, но вообще с этим плохо.
Мы с вами встречались в Париже в 1992 г., после премьеры вашего фильма «Небеса обетованные». И нота разговора у нас была какая-то пессимистическая. А сейчас времена изменились...
Да, время все-таки изменилось к лучшему. Появилась стабильность, и, слава Богу, России наконец повезло с президентом. Но у государства очень много проблем, до кинематографа просто не доходят руки.
А новое поколение смотрит ваши фильмы?
Меня очень трогает, что после просмотра 15-17-летние подходят ко мне, просят автограф, благодарят за фильм. Вообще мои картины не сходят с экранов телевизоров, а 31 декабря 2000 года по разным каналам ТВ шло семь моих фильмов...
В заключение замечу, что присутствовавший на фестивале глава компании «Arkenon Films», в разрез с мнением жюри, купил картину Шахназарова «Яды» и ведет переговоры о покупке «Дневника его жены». Так что весьма вероятно, что эти два онфлёрских фильма вскоре выйдут на парижские экраны.
ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ
Онфлёр Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4388, 06 декабря 2001 г.
![]() ... |
|
|