СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Единственно, что было ясно с самого начала, это снижение добычи газа. Только за 1999-2000 гг. объем добычи снизился более чем на 30 млрд. кубометров при общем уровне добычи в 520 миллиардов в 2000 году. Запасы месторождений «Газпрома» в Ямало-Ненецком округе начали сокращаться, а компания медлила с вводом в действие новых мощностей.
Лишь осенью нынешнего года «Газпром» ввел в эксплуатацию новое Заполярное газовое месторождение, расположенное в Ямало-Ненецком автономном округе, в непосредственной близости от трех других крупных месторождений «Газпрома». Пока там построена лишь одна установка комплексной подготовки газа мощностью 35 млрд. кубометров в год. Для транспортировки топлива выстроен 200-километровый трубопровод, связывающий месторождение с действующими магистральными газопроводами. Но за три-четыре следующих года «Газпром» планирует построить еще две установки подготовки газа и довести добычу до 100 млрд. кубометров в год. Этот прирост добычи и должен компенсировать падение, наблюдавшееся в последние годы.
Некоторый дефицит газа в России все-таки в ближайшие годы будет наблюдаться. В связи с этим в декабре правительство России одобрило проект соглашения с правительством Туркменистана о сотрудничестве в газовой отрасли. Согласно этому проекту, «Газпром» в ближайшее десятилетие будет покупать туркменский газ во все более возрастающих объемах. С 2002 по 2006 г. объемы закупок возрастут с 2 до 10 млрд. кубометров, а к 2010 г. до 80 миллиардов. Хотя в проекте договора сказано, что цена на газ будет определяться отдельными соглашениями, но уже сейчас цена на закупаемый Россией туркменский газ в несколько раз превышает цену на внутреннем рынке.
Значение запуска Заполярного месторождения для «Газпрома» и всей страны было подчеркнуто тем, что на торжественное открытие месторождения прилетел президент Путин, который провел в округе совещание по проблемам газовой отрасли. По его словам, «Газпром» не очень эффективно торговал газом: продажная цена газа в Западной Европе в последние годы почти в два раза превышала газпромовскую цену на газ на российской границе.
В 2001 г. аудиторы Счетной палаты проверили выполнение так называемых Ямбургских соглашений. Ямбургские соглашения это серия бартерных сделок (1985-1987) с соцстранами по поставкам газа в обмен на оборудование и строительство объектов на территории СССР. Аудиторы сочли, что эти соглашения стали способом масштабного разворовывания бюджетных средств.
В рамках соглашений правительство СССР обещало оплачивать «Газпрому» поставки газа в соцстраны. Однако, как выяснилось, цены на экспортный газ завышались, внешний долг страны увеличивался, а поставки из соцстран практически даром получали коммерческие структуры. Ущерб бюджету от Ямбургских соглашений Счетная палата оценила в 3,2 млрд. долларов.
Помимо неэффективных сделок, деньги «Газпрома» тратились на различные, как их принято называть, непрофильные активы. В частности, «Газпром» стал владельцем большого числа СМИ. Новое правление компании заявило, что намерено от них избавиться. В начале будущего года должна быть продана телекомпания НТВ, из-за которой «Газпром» совсем недавно воевал с Владимиром Гусинским. Перед продажей телекомпании «Газпром» намерен провести ее оценку, для чего привлекаются западные консалтинговые компании. Среди возможных покупателей телекомпании называют «Альфа-банк» и Международный промышленный банк, оба близкие к нынешней президентской администрации.
Кроме того, «Газпром» может избавиться и от своих активов в металлургии. Через свои дочерние структуры газовый монополист контролирует Оскольский электрометаллургический комбинат и Лебединский горно-обогатительный комбинат. Покупались эти предприятия, по всей видимости, чтобы получить влияние на поставки труб для компании. Но в нынешнем году председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер дал согласие на участие своей компании в проекте строительства трубного завода в Нижнем Тагиле на базе местного металлургического комбината. Поэтому необходимость в металлургических активах у «Газпрома», кажется, отпала, да и цены на металл на мировых рынках упали.
Одна из главных забот «Газпрома» его взаимоотношения с нефтехимическим холдингом «Сибур». С конца 90-х руководители «Сибура» начали строить обширную нефтехимическую империю, чтобы создать мощную промышленную структуру, объединяющую предприятия нефтехимической отрасли, связанные между собой технологически. «Сибур» должен был контролировать производство от переработки газа до выпуска конечных изделий пластмассы, пластиковых бутылок, колготок и т.п. На деньги «Газпрома» и его дочернего «Газпромбанка» «Сибур» скупал акции предприятий и запускал производство. В итоге «Сибур» задолжал «Газпрому» свыше 13 млрд. рублей. К тому же в нынешнем году компания выпустила облигации на 2 млрд. руб. с возможностью досрочного погашения в декабре 2001 года.
Однако осенью руководство «Сибура» заявило, что не имеет возможности погасить облигации, и не исключило возможности банкротства. Для «Газпрома» этот дефолт по облигациям «Сибура» означал возможность утери контроля над компанией. Ирония заключалась еще и в том, что осенью «Сибур» объявил о новой эмиссии акций, которая должна была увеличить уставной капитал до суммы свыше 40 млрд. рублей. Таким образом, чтобы сохранить контроль над компанией, «Газпром» должен был не только внести в уставной капитал «Сибура» активы на сумму более чем в 20 млрд. руб., но еще и погасить 2 миллиарда его долгов.
В итоге правление «Газпрома» все-таки решило выделить «Сибуру» средства для погашения облигаций. В залог «Сибур» должен передать газовому монополисту часть своих активов. В дальнейшем «Газпром» намерен обменять долг «Сибура» на долю в уставном капитале.
Трудно представить, сколько еще подобных финансовых «мин» заложено в отношениях с дочерними структурами «Газпрома». Гигантская монополия оставалась на протяжении долгих лет непрозрачной для финансового анализа правительства. В ответ газовый монополист оказывал финансовую поддержку политическому курсу Кремля. Такое сращение бизнеса и власти не пошло на пользу экономике страны. Когда-то Виктор Черномырдин любил хвалиться, что «Газпром», в отличие от нефтяников, не допустил падения добычи газа. Теперь ситуация изменилась в демонополизированной нефтяной отрасли добыча нефти растет из года в год, в монопольной газовой падает.
АНВАР АМИРОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4389, 20 декабря 2001 г.
![]() ... |
|
|