МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Сидит ли еще бин-Ладен в своей «пещере»? Нет, Тора-Бора, где находилось его убежище, уже захвачена, и обыск многочисленных пещер и подземных ходов ничего не дал. Бои в этом районе, последняя крупная битва той войны, которую все футурологи рассчитывали на долгие годы, завершились две тысячи бойцов, до упора остававшихся верными «духовному вождю», бежали в Пакистан, двести убиты, командир захвачен в плен. Кандагар был взят еще 7 декабря, и, хотя победителям не удалось захватить лидера талибов муллу Омара, с властью талибов в Афганистане полностью покончено.
Но что же все-таки с бин-Ладеном? Нашел ли он себе новую «пещеру» на территории Афганистана, под защитой нескольких сот верных штыков? Или бежал в Пакистан и, может быть, уже давно? Или через Пакистан далее, в те места, где его всегда встретит радушный прием, восхищение и готовность стать под его знамя? А может быть, за те два дня, что пройдут от сдачи этого номера в печать до его выхода, миллиардера-террориста уже изловят, и все эти вопросы станут напрасными?
После разгрома талибов и «аль-Кайды» встает еще один вопрос: а что делать с захваченными террористами? И включать ли в число террористов всех военнопленных, во всяком случае всех членов «интербригад»? Вопрос особенно интересный, учитывая, что среди военнопленных оказались не только «арабы-афганцы», но и к настоящему моменту около десятка граждан западных стран. Один из них, француз алжирского происхождения, заявил, что еще «не меньше ста французов» продолжают сражаться на стороне бин-Ладена в провинции Пактия. И кто будет, кто полномочен судить этих членов террористической организации, взятых на территории Афганистана? Власти нового Афганистана? Американское правосудие? Органы правосудия стран, паспорта которых лежат у них в кармане? Новый международный трибунал? Ответов пока нет.
На прошлой неделе весь мир обошла видеокассета, на которой бин-Ладен в дружеской беседе с гостем-арабом (возможно, одним из многочисленных саудовских шейхов) в присутствии своего советника обсуждает «итоги 11 сентября». Из слов бин-Ладена неопровержимо вытекает, что не кто иной, как он, организовал трагический но для него победоносный авианалет. Он рассказывает, что исполнители теракта готовились стать «мучениками», но до последнего момента не знали выбранных мишеней: о том, где и что таранить, им было сообщено, когда они уже были в самолетах. В ответ на поздравления гостя с «отличной работой» бин-Ладен распространяется:
«Мы заранее рассчитали численность людей, которых мы уничтожим у врага, исходя из положения башни. Мы предполагали, что разрушим три-четыре этажа. Я был настроен куда более оптимистически, чем остальные (...), полагая, что вспыхнувшее горючее расплавит металлическую конструкцию и приведет к крушению всех этажей, расположенных выше [точки удара]. На большее мы не надеялись».
Подлинность видеозаписи не вызывает сомнений, несмотря на крики о подделке, поднявшиеся в арабских странах. Сомнения вызывает другое: не запланированная ли это утечка? Вероятно, именно поэтому американское правительство, располагавшее кассетой еще с ноября, не предавало ее огласке. Кассету можно было бы и дальше таить, чтобы предъявить как вещественное доказательство во время потенциального следствия и суда, но запись могла бесконтрольно выплыть в другом месте.
Вокруг разговора о терактах бин-Ладен и шейх ведут зажигательные речи. Шейх восклицает: «Вы дали нам оружие, вы дали нам надежду!» и подтверждает это высказываниями саудовских имамов. Бин-Ладен провозглашает: «Эти молодые люди, которые провели операции (...) своими действиями в Нью-Йорке и Вашингтоне произнесли речь, которая заглушила все другие речи, произносящиеся повсюду в мире. Речь, которую понимают арабы и не-арабы, даже китайцы. (...) Говорят, что в одном из мусульманских центров в Голландии число обратившихся в ислам за дни после операций больше, чем за 11 последних лет». И т.д. и т.п., вплоть до чтения стихов, обещающих меч и кровь.
Пока шли споры о подлинности видеокассеты и содержащихся в ней признаний, в нью-йоркском суде 13 декабря было предъявлено первое обвинение предполагаемому «двадцатому» участнику террористических актов 11 сентября, который не стал таковым, будучи арестован 16 августа в штате Миннесота за нарушение законов об иммиграции. После 11 сентября следственные органы обратили внимание на его обучение в авиашколе, некоторую (косвенную) связь с группой участников террористического тарана и «параллелизм» с ними в действиях, предпринятых ради и после приезда в США.
Это Захария Мусауи, французский гражданин, что возбудило некоторое волнение во Франции: в США он может быть приговорен к смертной казни, которая во Франции отменена, и его французский адвокат требует, чтобы Мусауи судили во Франции (французские законы позволяют судить на родине французов, совершивщих преступления за границей).
Пока что, предъявив формальное обвинение в «соучастии в террористическом заговоре», судья Барбара Джонс предписала перевести обвиняемого в штат Вирджиния и начать процесс по его делу в тамошнем федеральном суде 2 января. Мусауи отказался встать перед судом и отвечать на вопросы. Его адвокат сообщил, что на процессе его подзащитный не признает себя виновным и что «он твердо верит в свою невиновность».
33-летний Захария Мусауи родился во Франции, в семье марокканцев. С 1992 г. он жил в Лондоне и вращался в кругах мусульманских экстремистов. Согласно обвинительному акту, в апреле 1998 г. он находился в тренировочном лагере «аль-Кайды» в Афганистане это подтверждают и данные французской разведки. Затем он побывал там опять зимой 2000-2001 гг., а оттуда через Лондон вылетел в США. Еще в сентябре 2000 г., находясь в Лондоне, Мусауи связался по электронной почте с частной авиашколой в штате Оклахома как предполагают следователи ФБР, к тому времени он уже был отобран для участия в будущих терактах. Однако затем лидер группы Мохаммед Атта предпочел ему йеменца Рамзи бин-аль-Шибха. Тот четырежды получил отказ в американской визе, и в конце концов Мусауи занял свое место «двадцатого». Бин-аль-Шибх, на которого ныне объявлен розыск, входил в гамбургскую группу вместе с Аттой и, оставшись в Европе, переводил будущим террористам деньги. Перевел он 14 тыс. долларов и Захарии Мусауи.
Захария тем временем прошел практику вождения самолета в той самой оклахомской частной авиашколе и перешел для совершенствования в другую, но тут был арестован: инструкторы школы нашли его поведение странным и обратились в местное отделение ФБР. При аресте оказалось, что его виза истекла. Так он остался за решеткой, и его судьба «мученика» не исполнилась.
НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4389, 20 декабря 2001 г.
![]() ... |
|
|