МИР ИСКУССТВА

 

Поговорим о вундеркиндах

Парижский концерт «Дети-гении»

Разумеется, речь пойдет о тех детях, чье дарование поражает не только любвеобильных домочадцев, но куда более широкие общественные круги, то есть о случаях, когда чудо не только явлено миру, но и зафиксировано как таковое. Первым исторически признанным вундеркиндом считается, как известно, Вольфганг Амадей Моцарт. Однако есть свидетельства, что уже в ту пору гениальный ребенок вовсе не был одинок. Так, первый вундеркинд в Санкт-Петербурге появился в 1759 году, что и было зафиксировано в местных «Ведомостях»:

«В большой Мещанской, в каменном доме г. советника Вишнякова у музыкального мастера Загольмана продаются разные музыкальные инструменты. У нево есть мальчик восьми лет, который к удивлению играет на скрипке трудные концерты, а притом преизрядно поет и танцует. Кто желает ево слушать, может приезжать по субботам ввечеру в 6-ом часу в помянутую квартиру».

Моцарту в то время было только четыре года и в концертах он еще не выступал, так что первенство явно следует присудить петербургскому уроженцу, который еще к тому же пел и танцевал!

Однако, что типично для русских, открыв что-либо, мы потом не настаиваем на своем приоритете с нас довольно внутреннего сознания. Вот потому-то вундеркиндов в Россию вскоре стали привозить едва ли не пачками, при этом нередко жульничали, преувеличивая способности деток и преуменьшая их возраст.

Это дало небезызвестному Фаддею Булгарину возможность отпустить такую реплику в кусачей «Северной пчеле»: «Часто объявляют о детях-виртуозах, которые и не дети и не виртуозы».

Вообще в пушкинскую эпоху импорт вундеркиндов, этих «амуров музыки», «маленьких Листиков», «карманных изданий Паганини» сделался попросту массовым явлением. К вундеркиндам привыкли, и, например, на концерт юного Антона Рубинштейна отреагировали слабо. Что и говорить, нет пророка в своем отечестве!

Времена меняются, и Россия нынче перешла едва ли не к массовому производству и экспорту вундеркиндов. Город Париж не остался неохваченным. 1 декабря в зале Корто состоялся концерт «Дети-гении», организованный Французской ассоциацией имени Станислава Монюшко. Зрелище музицирующих талантов поразило не только широкую публику, традиционно благожелательно настроенную по отношению к юным музыкантам, но и знатоков.

В этот вечер выступали дети из России, Польши, Румынии и Грузии. Их талант и мастерство кажутся еще более невероятными, когда подумаешь, что многие из них лет шесть назад еще не умели завязывать шнурки, а о музыкальных инструментах имели самое отдаленное впечатление.

В программе концерта были произведения, требующие не только абсолютно зрелой техники владения инструментом, но и, если можно так выразиться, определенной духовной зрелости. Что касается технической стороны дела, то благодаря великолепным методикам и целому созвездию российских педагогов все обстоит прекрасно. Вершины романтического пианизма Вторая баллада Шопена и Одиннадцатая рапсодия Листа покорились юным музыкантам...

«Кампанелла» Никколо Паганини, ограненная великим Крейслером, была сыграна едва ли не безупречно. Раскаты пассажей, половодье кантилены, истаивающие серии флажолетто все было достойно восхищения. Что до содержательной стороны, то и здесь многое прозвучало вполне убедительно: взвешенность трактовки, верное распределение музыкальной светописи все это свидетельствовало о немеханическом произнесении чужих музыкальных мыслей.

Хотелось бы отметить мастерство Веры Лопатиной (11 лет, скрипка в этом году Вера уже выступала с оркестром в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии), профессионализм и исключительное чувство Шопена Ольги Писарь (12 лет, фортепьяно). Оля приехала в Париж всего за несколько часов до концерта, пропутешествовав больше суток, что, тем не менее, никак не отразилось на ее игре по правде говоря, немногие взрослые музыканты могли бы выдержать такой стресс. Нельзя не упомянуть и выступление Олега Шеша (10 лет, фортепьяно, солист Калининградской филармонии) его чувство юмора, проявленное в музыке, рассмешило всех слушателей.

Единственно порой закрадывался вопрос: что в этом исполнении обеспечено золотым запасом самих юных музыкантов, а чем они обязаны самоотверженному труду педагогов?

Но не будем неблагодарными. Спасибо за великолепный концерт, и повторим уже цитированного Фаддея Булгарина:, душевно желаем, чтобы в совершенных летах эти исполнители явились достойными сподвижниками признанным музыкальным гениям.

ДАРЬЯ МУДРОЛЮБОВА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4390, 04 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...