МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
«Украина не будет рассматривать предложение Германии о возврате ей культурных ценностей, вывезенных советскими солдатами из гитлеровской Германии в качестве трофеев», сообщили корреспонденту «Примы» 3 января в пресс-службе министерства культуры Украины.
18 сентября прошлого года кабинет министров Украины решил возвратить Германии архив семьи Иоганна Себастьяна Баха, насчитывающий 5 тыс. произведений объемом почти в миллион нотных листов. Однако это решение не имеет юридической силы без утверждения Верховным советом. Архив семьи Баха принадлежал немецкой частной Музыкальной академии. Роль посредника по вопросу о возвращении архива владельцу выполняет германское государство. Рукописи архива, по некоторым оценкам, стоят сотни тысяч долларов.
В ноябре-декабре прошлого года Верховный совет не стал рассматривать вопрос о возвращении Германии архива Баха, мотивируя это тем, что передача ценностей должна регулироваться не решением правительства, а взаимовыгодными договорами между двумя державами на основе международных соглашений. Так, например, в 1942-1944 гг. фашисты вывезли в Германию с Украины старинные рукописи, иконы и другие ценности, которые теперь находятся в немецких частных и национальных коллекциях. Поскольку Германия не желает подписывать договор о взаимном возврате культурных ценностей, Украина тоже не намерена возвращать архив Баха в одностороннем порядке.
4 января в Минске, на перекрестке улиц Красивой и Могилевской, прошел пикет, посвященный 50-летию со дня рождения бывшего министра внутренних дел Белоруссии Юрия Захаренко. Два с половиной года назад, в мае 1999-го, именно на этом месте поздним вечером генерала похитили неизвестные. Пикет составная часть ряда подобных акций под общим названием «Цепь неравнодушных людей».
Несмотря на мороз и ветер со снегом, на пикет собралось около 30 членов Объединенной гражданской партии, одним из руководителей которой был в свое время Юрий Захаренко, и активистов оппозиционного молодежного движения «Зубр». Они простояли более получаса около универсама «Могилевский», держа в руках портреты бесследно пропавшего политика. Реакция многочисленных прохожих была самой различной: от полной поддержки участников акции (несколько человек даже сами брали портреты и становились в шеренгу «неравнодушных») до активного неприятия и возмущения.
3 января разведывательные службы Корейской Республики сообщили, что число беглецов, которым удалось перейти границу из Северной Кореи в Южную, в 2001 г. достигло рекорда: 583 человека, примерно в два раза больше, чем в 2000-м. Однако эту границу перейти очень трудно: чаще из Северной Кореи бегут в коммунистический Китай, а оттуда зачастую и дальше, в т.ч. в Россию (см. «РМ» N4390).
Действующий в Корейской Республике «Гражданский союз за права человека в Северной Корее» сейчас собирает денежные средства для того, чтобы вывезти из КНР беженку из Северной Кореи Нан Хи Ю.
Во время массового голода, охватившего КНДР в 1995 г., Нан Хи Ю и ее старший брат зарабатывали на пропитание, сдавая кровь как доноры. В 1996 г. оба они заразились тифом, после чего с помощью перевозчиков нелегальных эмигрантов бежали в КНР в надежде получить медицинскую помощь. Излечившись от тифа, Нан Хи Ю выяснила, что ее брат был схвачен северокорейскими агентами и убит за то, что стал перебежчиком. Сейчас она скрывается от полиции в складском помещении при кофейне в одном из китайских городов.
Правительство Южной Кореи готово принять Нан Хи Ю. Однако пекинское руководство не признает северокорейских беглецов политическими беженцами и отправляет их обратно, несмотря на то, что репатриируемых там ожидает в лучшем случае тюремное заключение, а в худшем смертная казнь.
25 декабря полицейские в форме и в штатском избили дубинками и ногами десятерых кубинцев, пытавшихся открыть независимую библиотеку во Флориде (провинция Камагуэй).
Чтобы сорвать открытие библиотеки, полиция, окружив дом, дежурила там всю ночь. Когда утром на открытие библиотеки пришли правозащитники и независимые журналисты, полицейские неожиданно напали на них и устроили посреди улицы побоище. После этого власти собрали в городе массовый митинг и заявили, что были вынуждены разогнать «террористов, которые прятали оружие».
По сообщениям ИА «Прима»
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4391, 10 января 2002 г.
![]() ... |
|
|