МИР ИСКУССТВА

 

Новогодняя премьера
«Спящей красавицы»
в Монако

Балет Жан-Кристофа Майо

Художественный руководитель знаменитой труппы «Балет Монте-Карло» один из немногих современных хореографов, сохраняющих приверженность к сюжетным спектаклям. К тому же он любит пересматривать и обновлять классические балеты применительно к нынешней эстетике и жизни. Ж.-К.Майо поставил балеты Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка»; два года назад в шапито Монако появилась его цирковая версия «Щелкунчика» (см. «РМ» N4299). В канун наступившего года в монакском «Форуме Гримальди» состоялась премьера второго балета Чайковского «Спящая красавица», о постановке которой он мечтал десять лет.

Хореограф по-своему развивает сюжет балета Чайковского и сказки Перро.

В прологе спектакля юноша в углу авансцены увлеченно читает книгу сказок Перро, а на экран проектируются всем хорошо знакомые старинные гравюры-иллюстрации. Юноша засыпает, и ему снится сказка, которая разворачивается на сцене и в которой он появляется в образе Принца.

Мир Принца предстает сумрачным: герой вынужден бороться со своими родителями людоедкой Королевой-матерью и безвольным Королем-отцом. Все волшебства происходят благодаря фее Сирени, рассказывающей Принцу о принцессе Авроре. В считанные секунды возникает параллельный мир, слепящий белизной и светом. Среди пилястров воздушной аркады появляется разноцветная толпа забавных клоунов, одетых в яркие абстрактные костюмы из надувного пластика. Всеобщее веселье разрушают страдания Королевы и Короля от того, что они бездетны. Благодаря чудодейственному вмешательству феи Сирени у Королевы на короне начинает раздуваться воздушный шарик. Став большим, он вместе с короной взлетает под радостные танцы королевской четы и толпы клоунов. Но сюда является фея Карабос переодетая мать Принца. Она пытается украсть королевский шар, однако его спасают три феи как и фея Сирени, они, чтобы была подчеркнута их принадлежность к миру волшебства, единственные, кто танцует на пуантах.

Вновь возникает сумрачный мир Принца. Его мать пытается разбить мечту сына о прекрасной Авроре. А в светлом мире наступает момент рождения Принцессы. В глубине сцены по наклонному парапету сцены медленно скатывается огромный прозрачный шар; в нем плавно движется Аврора. Широкие рукава ее вуалевого платья парят на двух воздушных шариках. Вокруг шара с Авророй в белых фраках танцуют восемь женихов-претендентов. Среди них в коричневом фраке фея Карабос, которая предсказывает Принцессе смерть. Женихи разрывают шар, однако счастье явления Авроры омрачается тем, что она задыхается от свежего воздуха, но не умирает, а, согласно доброму предначертанию феи Сирени, засыпает. Убитые горем родители укладывают дочь на королевское ложе. В сумрачный мир Принца является фея Сирени. Она рассказывает герою, что Принцесса уснула, но проснется для встречи с ним, и уводит Принца в мир Авроры.

Аврора-Монако Третий акт начинается с того, что фея Сирени и Принц оказываются в угасшем мире Авроры. При этом темная сцена вдруг начинает светится мягкими волнами, словно живое серебро. Проснувшаяся после столетнего сна Аврора выходит на высокий парапет сцены, смело бросается в серебристую пучину и оказывается в объятиях долгожданного Принца. Герои сливаются в бесконечном поцелуе и танцуют, ни на секунду не выпуская друг друга из объятий.

Однако умирает отец Принца, и герой, став Королем, должен идти на войну с соседним императором. Любящий супруг покидает Аврору. Теперь мать-людоедка может удовлетворить свое ужасное желание бросить Аврору в котел с жабами, змеями и другими гадами. Но тут появляется заставка эпилога: юноша просыпается возле книги сказок Перро и радостно домысливает счастливый конец, где герой спасает свою любимую Аврору.

Трехактный балет идет два часа с двумя антрактами. Для своей постановки Ж.-К.Майо выбрал из партитуры Чайковского лишь те части, которые были ему необходимы для иного развития балетной драматургии на сюжет Ш.Перро. В третьем акте хореограф использовал симфоническую увертюру-фантазию Чайковского «Ромео и Джульетта». Несмотря на существенную переделку партитуры балета, которую осуществил дирижер Николас Брошо, музыка Чайковского остается органично связанной со сценическим действием. В исполнении Филармонического оркестра Монте-Карло под управлением Н.Брошо она, в отличие от романтически-светлой окраски подлинника, обрела трагическое звучание.

Новая постановка «Спящей красавицы» несомненно, большая удача Ж.-К.Майо как в плане драматургическом и музыкальном, так и в хореографическом и сценическом. Важный элемент успеха спектакля великолепный исполнительский состав. Главные партии исполняют Крис Реланд (юноша, он же Принц), Паола Канталупо (фея Сирени), Гаэтан Морлотти (Королева-мать, она же фея Карабос), Паскаль Молат (Король-отец), Бернис Копьетерс (Принцесса), Кароль Пасторель и Николас Кан (родители Принцессы).

ВИКТОР ИГНАТОВ


Монте-Карло Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4391, 10 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...