СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
"Управляемая демократия" девиз нового правления, а выборы без выбора его существенная примета. Один из самых эффективных способов применения "административного ресурса" и подмены демократических выборов назначением и самоназначением это "башкирская избирательная технология". Она заключается в отказе в регистрации особенно опасным конкурентам власти либо в снятии их с регистрации накануне выборов силами (или при участии) избиркомов. В Башкирском ханстве президента Муртазы Рахимова этот способ еще при Ельцине получил самое широкое распространение, откуда и происходит сам термин.
Самый вопиющий случай победы "башкирской избирательной технологии" это как раз последние выборы президента М.Рахимова (1998). Наиболее тогда опасный конкурент М.Рахимова, депутат Государственной Думы Александр Аринин, 29 апреля 1998 г. был зарегистрирован кандидатом в президенты, но уже 4 мая лишен регистрации: башкирский избирком нашел, что якобы 5 тысяч из собранных за кандидатуру Аринина подписей избирателей не настоящие.
3 июня 1998 г. Верховный суд РФ по иску А.Аринина признал незаконным решение республиканского избиркома об отказе в регистрации кандидата и предписал избиркому зарегистрировать его.
5 июня 1998 г. башкирский избирком формально выполнил решение Верховного суда, вновь включив А.Аринина в списки кандидатов. Но в тот же день снова исключил его уже под другим предлогом: еще не имея регистрации, Аринин вел предвыборную агитацию. Пока Аринин снова обращался в суд, выборы прошли, и президентом опять стал Рахимов.
После выборов А.Аринин вместе с другим обездоленным кандидатом, Маратом Миргазямовым, в третий раз обратился в суд с жалобой на незаконные выборы и с просьбой отменить их результаты. В марте 1999 г. Верховный суд, рассмотрев иск Аринина и Миргазямова, подтвердил незаконность отмены регистрации кандидатов, но... отказался признать результаты выборов недействительными.
М.Рахимов до сих пор президент Башкирии, хотя избрали его не башкирские избиратели, а башкирский избирком.
Развивая свою победу над избирателями, осенью 1999 г. М.Рахимов не позволил А.Аринину избраться уже и в Государственную Думу: в качестве безотказного лома был опять использован республиканский избирком.
Тем не менее при Ельцине снятие кандидатов с дистанции силами избиркомов было скорее исключением, чем правилом. Кроме Башкирии, эта технология систематически применялась разве что в Приморье против скандального и всем неудобного бывшего мэра Владивостока Виктора Черепкова: его снимали и с мэрских выборов (сентябрь 1998), и с думских (декабрь 1999).
Правда, Черепкова выкидывали вовсе не так успешно, как оппозиционеров в Башкирии: избиратели в обоих случаях делали выборы недействительными дружным голосованием "против всех кандидатов". И хотя на пост мэра Черепкову вернуться не удалось, но депутатом Думы он все-таки стал на дополнительных выборах в том самом округе, где избиратели защитили свои и его права голосованием "против всех".
Но уже в прошлом году против того же Черепкова административный ресурс под названием "избирком" был использован более эффективно. На выборах губернатора Приморского края 27 мая 2001 г. В.Черепков занял второе место и вышел во второй тур вместе с предпринимателем Сергеем Дарькиным, опередившим его на неполных 4%. Между вторым и первым туром Приморский краевой суд, поддержанный избиркомом, снял В.Черепкова с выборов под тем предлогом, что некоторые свои выступления по телевидению он не оплатил из своего избирательного фонда, а кроме того, неправильно указал свое место жительства (Москву, а не Владивосток) и вместо декларации о доходах представил справку. Другие кандидаты (в том числе Дарькин) тоже пользовались прессой и телевидением частично бесплатно и тоже имели не по одному месту жительства, но против них этот аргумент не был применен.
Вместо Черепкова во втором туре выборов был назначен участвовать заместитель полпреда президента в Дальневосточном округе Геннадий Апанасенко (в первом туре занявший третье место). На этот раз "против всех" во втором туре проголосовало не такое количество избирателей, чтобы сделать их недействительными (или так удачно было подсчитано), и губернатором стал С.Дарькин.
Примерно так же в апреле-мае прошлого года был решен вопрос и с выборами мэра Сочи с той лишь разницей, что кандидата Вадима Бойко лишили регистрации уже перед первым туром. В.Бойко был бесспорным фаворитом выборов: в декабре 2000 года он уже выиграл оба тура, но мэром не стал из-за особенностей законодательства Краснодарского края, требующего от победителя во втором туре получить абсолютное большинство (50% + 1 голос), а Бойко получил тогда только 48,95% (или так было подсчитано). В мае 2001 г. мэром Сочи стал кандидат избиркома.
Аналогичным образом в сентябре прошлого года была обеспечена победа действующего губернатора Ростовской области Владимира Чуба. Все его соперники (за исключением "запасного", призванного обеспечить формальную "альтернативность") были сняты с регистрации. Если бы этого не произошло, губернатором неизбежно был бы избран кандидат коммунистов-зюгановцев Леонид Иванченко.
Уже в этом году не устояли перед соблазном и в Северной Осетии: там тоже снимают с выборов Сергея Хетагурова главного соперника действующего президента Александра Дзасохова.
И вот 15 января Конституционный суд вынес очень важное решение, которое направлено против применения избиркомов в качестве административного ресурса.
На думских выборах 1999 г. избирком Ставропольского края (где правит губернатор-коммунист Александр Черногоров) отказался регистрировать кандидатуру бывшего депутата Государственной Думы адвоката Александра Траспова, обвинив его в подкупе избирателей и незаконной агитации.
Как некогда А.Аринин, А.Траспов за два года прошел все судебные инстанции вплоть до Верховного суда. Сначала неутомимый адвокат добился признания решения избиркома недействительным, а затем потребовал признать недействительными и результаты выборов по округу. Увы, отменить результаты выборов все суды отказывались под тем предлогом, что это было бы нарушением прав голосовавших граждан.
Но теперь КС постановил по жалобе А.Траспова, что "незаконный отказ в регистрации в качестве кандидата или исключение из списка зарегистрированных кандидатов нарушает права избирателей" и может повлечь за собой отмену результатов голосования, так как "не были обеспечены необходимые условия, влиящие на свободное волеизъявление избирателей".
Неконституционными были признаны положения двух законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" и "О выборах депутатов Государственной Думы", ограничивающие полномочия суда по отмене итогов голосования при незаконном отказе в регистрации кандидата. Эти положения, как решил КС, позволяют судам не требовать исполнения своих решений, ограничиваясь констатацией нарушения, а избиркомам дают возможность игнорировать эти решения под тем предлогом, что исключение кандидата "не повлияло" на определение результатов волеизъявления избирателей.
"Безнаказанности избиркомов пришел конец", комментировал решение КС довольный А.Траспов, а глава Центризбиркома Александр Вешняков даже обещал внести уточнения и исправления в свой проект нового закона о гарантиях избирательных прав (уже внесенный им в Думу).
А.Траспов же заявил, что непременно обратится в Верховный суд, чтобы теперь уж добиться отмены результатов думских выборов 1999 г. в его округе.
Кстати, и А.Аринин может теперь потребовать, чтобы выборы президента Рахимова 1998 г. были признаны недействительными.
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4393, 24 января 2002 г.
![]() ... |
|
|