СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
16 января открылась весенняя сессия Государственной Думы. В начале сессии обычно ничего существенного не происходит. Думский механизм разогревается после трехнедельного бездействия, депутаты постепенно слетаются в здание в Охотном ряду, а заседания посвящены в основном процедуре, которую спикер Геннадий Селезнев называет "чисткой хвостов". Дело в том, что по регламенту Дума обязана разбираться с любым правильно (по формальным критериям) внесенным законопроектом. Таких законопроектов соответствующих бюрократическим нормам, но безнадежных или попросту идиотских по содержанию в комитетах накопились тонны. Поэтому, когда у думцев нет срочных дел, они занимаются тем, что отклоняют законопроекты времен очаковских и покоренья Крыма. На прошлой неделе, в частности, отклонили поправки аграрной депутатки второй Думы Светланы Найчуковой к закону "О рекламе". Депутат Найчукова хотела вписать в закон загадочную фразу насчет того, что реклама "не должна вмешиваться в интимную жизнь людей, в отношения полов", а также "не должна привлекать внимание несовершеннолетних к сексуальным отношениям". Это дело не прошло, зато Дума приняла в первом чтении не менее удивительную поправку в УК касательно надругательства над гимном.
Поправку в УК о введении уголовного наказания за надругательство над новомихалковским гимном (где не партия Ленина ведет к торжеству коммунизма, а под ту же музыку державный орел совершает полет над лесами-полями бедной России) взлелеял "медведь" Сергей Апатенко. Предложил он за помянутое деяние лишать свободы на срок до года, а вот в чем деяние может состоять, объяснить не сумел.
Еще до Нового года Апатенко собрал журналистов, чтобы успокоить их, разъяснив, что не является надругательством. Например, фальшивить можно. Можно перевирать слова и даже петь другие, потому что слова сами по себе это еще не гимн. Один журналист признался Апатенко, что, услышав случайно по радио гимн, пришел в такую ярость, что разбил об стенку ни в чем не повинный радиоприемник, и поинтересовался, полагается ли ему за это уголовное наказание. "Дома можно", разрешил депутат. В общем, посидели, поговорили, но ни одного надругательства так и не выдумали.
Прошел Новый год, кончились рождественские каникулы, но ясности не прибавилось. На пленарке коллеги допрашивали Апатенко с пристрастием. Член группы "Регионы России" Владимир Буткеев, в прошом адвокат в Магадане, поставил Апатенко в тупик вопросом о том, как квалифицировать совершение под музыку гимна телодвижений, иногда приводящих к деторождению. Бурно обсуждался вопрос о том, оскверняет ли александровско-михалковскую нетленку воспроизведение ее с помощью нечестивого динамика мобильного телефона. Тоже ничего решить не смогли. (На снимке: морзянка по-думски голосуй как командуют. Заместитель руководителя фракции ОВР Константин Косачев во время заседания в роли транслятора команд руководства партийной фракции).
Но удивительное дело: пока шло обсуждение, то, судя по выступлениям, казалось, что большинство депутатов против. А потом выступили представитель президента в Думе Александр Котенков и представитель правительства Алексей Логинов. И оба были за поправку о надругательстве, хотя Котенков строгим голосом потребовал, чтобы ко второму чтению состав преступления был четко определен.
В итоге за то, чтобы сажать за неуважение к гимну, проголосовали 312 (!) человек: большинство членов "Единства", ОВР, КПРФ, агропромышленной группы, группы "Народный депутат" и ЛДПР. В "Регионах России" поправку поддержали 13 депутатов из 47-ми, в СПС никто не голосовал "за". Против было 12 депутатов: семь членов фракции СПС (Александр Баранников, Андрей Вульф, Владимир Коптев-Дворников, Владимир Семенов, Сергей Ковалев, Ирина Хакамада, Борис Надеждин) и пятеро независимых: Сергей Юшенков, Владимир Головлев, Юлий Рыбаков, Виктор Похмелкин (все члены движения "Либеральная Россия"), а также Виктор Черепков. Воздержалась Наталья Комарова (вице-губернатор Ямала; избрана на место Черномырдина).
Не обошлось и без мелкого скандала. Согласно электронной системе голосования, поправку одобрили три "яблочника" (Сергей Митрохин, Александр Шишлов, Валерий Останин), ни одного из которых не было в зале. Если верить очевидцам, то карточками для голосования, которые "яблочники" легкомысленно оставили в зале, воспользовался депутат из фракции "Единство" Сергей Житинкин. "Яблоко" хотело было устроить по этому поводу большой скандал, но передумало.
В день открытия думской сессии в первый раз заседал и обновленный Совет Федерации. Если для губернаторов его заседания, за редкими исключениями типа рассмотрения скуратовского дела, были светскими оказиями, то откомандированные нынче в СФ представители регионов и корпораций продемонстрировали намерение взяться за дело всерьез, засучив рукава, вместе с Думой. Председатель СФ Сергей Миронов решил, что его заместитель Валерий Горегляд (лидер виртуальной группы "Федерация") должен учавствовать в заседаниях совета Думы. Возможно, Миронов, который ходят слухи озабочен чрезмерной амбициозностью г-на Горегляда, просто хотел переключить его энергию в мирное русло, направив ее на совершенствование отношений двух палат парламента. Но думцы обиделись, справедливо или несправедливо предположив, что СФ хочет прислать им надсмотрщика, и решили ответить симметрично, предложив в качестве думского наблюдателя в совете СФ тоже вице-спикера, к тому же известного политика и выдающегося оратора, словом, Владимира Жириновского. В Совете Федерации задумались.
В начавшемся году в Думе произошли некоторые кадровые перемены. Был избран президентом Республики Алтай Михаил Лапшин, главный аграрий-центрист и заклятый друг лидера агропромышленной фракции Николая Харитонова. Ушла из парламента Любовь Глебова, правая рука Сергея Кириенко. Полпред президента в Приволжском округе взял Глебову к себе заместителем. В связи с этим так называемые знающие люди сделали выводы о том, что, во-первых, Кириенко потерял интерес к СПС, а во-вторых, что слухи о назначении Кириенко в Москву (непонятно только кем) имеют под собой основание, ибо Глебова явно "идет на полпреда". (На снимке: хотя дела во фракции СПС не так хороши, как хотелось бы, депутаты не унывают. Ирина Хакамада, Григорий Томчин и Елена Мизулина)
Возможно, в первом утверждении знатоков есть доля истины. СПС утратил не только Глебову: из фракции вышли друзья Бориса Березовского из "Либеральной России" Сергей Юшенков, Виктор Похмелкин, Юлий Рыбаков и Владимир Головлев. В отсутствие этой четверки фракция СПС окончательно превратилась в пропутинскую, тем более что место первого зама Немцова по фракции занял Борис Надеждин, которому приписывают тесные связи с исполнительной властью.
ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4393, 24 января 2002 г.
![]() ... |
|
|