СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Михаил Касьянов защитил
автомобилистов от автопромышленников

Импортные пошлины на иномарки пока не повышены

Вернувшись из новогоднего отпуска, премьер Михаил Касьянов принял серию весьма неожиданных решений, самым заметным из которых стала отсрочка повышения пошлин на импорт в Россию подержанных иномарок. 4 января правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала премьеру пошлины повысить. Сейчас они взимаются по двум группам автомобилей до 3 лет и старше 3 лет. Представленный Касьянову документ предлагал выделить в отдельную группу автомобили старше 7 лет. При этом пошлины на машины от 3 до 7 лет повысились в среднем на 10%, в то время как пошлины на автомобили старше 7 лет в 2,5-3 раза. Однако Касьянова такой документ не устроил. Он вернул проект на доработку, указав, что Брюссель-автовыставка этот вопрос не узковедомственный, а общегосударственный, и поручил подготовить комплекс "мер тарифного и нетарифного регулирования в автопроме". На снимке: даже без пошлинных нововведений не всякая иномарка оказывается по карману российскому автолюбителю (модель Брюссельской международной автовыставки)

Спор о пошлинах оказался центром притяжения сразу нескольких экономико-политических интриг. Сейчас уже мало кто помнит, но проект ограничения импорта подержанных иномарок в Россию был предложен не правительственной комиссией, а президентом Путиным. В середине прошлого года он принял в Кремле руководителей российских автогигантов, где по сути встал на сторону противников ввоза зарубежных машин, дав соответствующие распоряжения кабинету министров. Формальным предлогом для этого стала даже не поддержка отечественного автопрома заинтересованные стороны предпочли стыдливо говорить, что иномарки подчас не соответствуют экологическим требованиям, а техническое состояние многих из них не выдерживает никакой критики. Другое дело, что поддержка президентом этой инициативы не была слишком настойчивой: Путин к ней больше не возвращался, дав возможность сторонникам и противникам повышения пошлин проявить себя в лоббистских состязаниях. Поэтому неоднократные отсрочки повышения пошлин не выглядят как заведомо антипрезидентские шаги. Более того, к хору критиков этой затеи присоединился президентский советник Андрей Илларионов, публично назвав подготовленный проект коррупциогенным.

Раскололся и кабинет министров. Свидетельством серьезности разгоревшихся баталий стала открытая критика, которой подверг протекционистские идеи заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин. Если Илларионов снискал себе репутацию человека, способного при отстаивании собственных взглядов не оглядываться на аппаратную этику, то Волин все же принадлежит к категории чиновников, чутко улавливающих политическую конъюнктуру. Между тем он дал беспрецедентное по резкости интервью газете "Коммерсант". Волин подчеркнул, что российская промышленность не в состоянии полностью удовлетворить внутренний спрос на автомобили. "Зато нас убеждают, что семилетние иностранные машины это рухлядь. В таком случае почему же в США... до 40% продаж приходится на импорт? И почему американцы в среднем эксплуатируют автомобили в течение 10-12 лет и при этом не считают зазорным на них ездить? Может, у них технические требования выше наших или жизненный уровень? Защищать отечественный автопром нужно в том случае, если уровень автомобилизации в стране превышает 300 машин на 1000 человек ". Сам факт появления интервью свидетельствует, что оппозиция повышению пошлин внутри правительства весьма сильна.

В двусмысленном положении оказались правительственные либералы, которые, казалось бы, должны поддерживать свободную конкуренцию и противодействовать протекционистским мерам. Однако вице-премьер Алексей Кудрин как раз был главой комиссии, предложившей премьеру повысить пошлины, а Минэкономразвития Германа Грефа вместе с министерством промышленности и науки приняли активное участие в подготовке этого проекта. Теперь же подчеркнуто отмежевывающийся от всякой экономической идеологии Касьянов критикует либералов именно с либеральных позиций.

Наконец, повышение пошлин на иномарки прямо затрагивало интересы целого ряда российских регионов. Оно отвечало интересам Самарской и Нижегородской областей, где расположены крупные автозаводы. Но категорически воспротивились проекту администрации ряда дальневосточных регионов, жители которых активно покупают автомобили в Японии и Южной Корее. "Мы приветствуем решение Михаила Касьянова, потому что оно выгодно жителям Приморского края. О защите отечественных производителей пусть беспокоятся те, кто живет в регионах-автопроизводителях", заявил в интервью газете "Известия" вице-губернатор Приморского края Александр Линецкий.

Правда, противникам повышения пошлин пока рано праздновать победу. В прошлом году уже неоднократно казалось, что этот проект похоронен в кабинетах Белого дома, но каждый раз он возвращался к жизни. На 21 марта намечено заседание правительства, которое должно рассмотреть концепцию развития отечественного автопрома. Некоторые высокопоставленные чиновники (в том числе Герман Греф) продолжают утверждать, что пошлины все равно будут повышены. Автолюбители пока не застрахованы от того, что через два-три месяца российские автозаводы снова поднимут голову и пролоббируют повышение пошлин.

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4393, 24 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...