МИР ИСКУССТВА

 

«К истине ведут многие пути»

Альбомы компакт-дисков фирмы «Andante»

Незадолго до минувшего Рождества в отделах классики музыкальных магазинов среди не слишком в этом сезоне многочисленных новинок выделялась серия из шести комплектов, выпущенных до того неизвестной американской фирмой с негромким названием "andante". (Напомним, что в музыке термин andante, от итальянского andare, идти, означает неторопливый, в ритме человеческого шага, темп.) Оформленные со строгой элегантностью альбомы, по четыре компакт-диска в каждом, посвящены записям выдающихся исполнителей первой половины ХХ века в классическом и романтическом репертуаре: "Бетховен: концерты для фортепьяно с оркестром", "Венский филармонический оркестр, 1957-1963", "Шуберт: камерная музыка", "Вильгельм Бакхауз", "Леопольд Стоковский", "Йожеф Сигети".

Это действительно альбомы, причем такие, которые в книжном деле были бы описаны как "роскошное издание": пояснительный текст на четырех языках с многочисленными, в том числе цветными, иллюстрациями, отпечатанный на меловой бумаге, обрамлен вклеенными под обложки плотными конвертами с компакт-дисками.

В кратком вступлении, где изложены задачи и принципы фирмы, в частности, говорится: "Пятьдесят лет назад запись музыкального произведения становилась крупным культурным событием. Фирма "andante" видит свою цель в том, чтобы возродить дух той эпохи и вернуть записям статус произведений искусства".

Это, разумеется, далеко не первый опыт возрождения архивных музыкальных записей, который в исторической перспективе нетрудно разделить на два этапа. Первый из них относится к началу 1950-х, когда громоздкие и хрупкие пластинки на 78 оборотов в минуту уступили место долгоиграющим; второй, и гораздо более масштабный, ведет отсчет от 1980-х: именно в это время в обиход вошла цифровая звукозапись, и огромная часть накопившихся за первую половину века музыкальных богатств зазвучала заново на компакт-дисках. На первых порах такие попытки были не слишком удачными достаточно вспомнить серию дисков "Легендарные исполнители", выпущенную фирмой "Филипс": исполнители действительно были легендарными, но стремившиеся очистить старые записи от фона и помех звукооператоры "вычистили" и часть музыкальной ткани с водой ненароком выплеснули младенца. По своей природе аналоговые записи, будь то на воск или пластмассу для пластинок на 78 об/мин, или на магнитную ленту для долгоиграющих пластинок, неизбежно несут в себе фоновый шип, удалить который невозможно, не жертвуя при этом музыкальным содержанием.

Серия "Легендарные исполнители" была по заслугам раскритикована и вскоре снята с производства. С тех пор создано немало систем, позволяющих с помощью сложной компьютерной техники добиться компромисса между желанной чистотой звучания и сохранением записи в полном ее динамическом и частотном объеме. Фирма "andante" воспользовалась новым процессом, разработанным французскими инженерами. Огромная работа была проделана также и на предварительном этапе, до цифровой перекодировки.

В частности, чтобы в максимальной степени "вытянуть" из старых записей музыкальный потенциал, нужно было найти хорошо сохранившиеся комплекты пластинок, в каждом отдельном случае выверить скорость воспроизведения (далеко не все они исходно записывались с абсолютной точностью на 78 оборотов, и даже незначительные отклонения приводили к тому, что при проигрывании звук начинал "плыть") и подобрать для пластинок самые подходящие иглы. Редакторы серии исходили из справедливого убеждения, что музыка важнее формального отсутствия фона, и добились в реставрации записей беспрецедентных результатов. В ближайшее десятилетие фирма предполагает выпустить ряд альбомов, сгруппированных по четырем темам: "Выдающиеся композиторы", "Выдающиеся оперы", "Выдающиеся исполнители" и "Выдающиеся оркестры".

Мне довелось послушать альбом, в котором пять фортепьянных концертов Бетховена представлены в трактовке восьми незаурядных пианистов ХХ века (3-й, 4-й и 5-й концерты записаны в двух исполнениях). Концепция альбома построена на мудром правиле: "К истине ведут многие пути". Именно этой фразой начинается вводная статья критика Тима Пейджа, смысл которой сводится к тому, что только в многообразии интерпретаций можно приблизиться к постижению замысла композитора, зашифрованного в нотных знаках.

Необычен отбор пианистов, чьи записи вошли в альбом. Маргарита Лонг (1874-1966), Артур Рубинштейн (1887-1982), Вальтер Гизекинг (1895-1956), Клара Хаскиль (1895-1960), Рудольф Серкин (1903-1991) и Артур Шнабель (1882-1951) наверняка известны достаточно широкому кругу любителей фортепьянной музыки. Однако для меня (и, уверен, для многих слушателей) открытием обернулось знакомство с Аней (Анной) Дорфман (1889-1984). Уроженка Одессы, после революции пианистка уехала во Францию, много гастролировала по Европе, а в 1936 г., как многие деятели культуры, эмигрировала в США, где успешно продолжала концертную деятельность. Аня Дорфман была первой женщиной-солисткой, с которой согласился играть Артуро Тосканини. На диске их сотрудничество представлено Первым концертом, в котором пианистка без усилий выдерживает непривычно быстрый темп, характерный для темпераментного маэстро, совмещая виртуозность с ощущением структуры и вниманием к деталям; ошеломительное впечатление оставляет самая бравурная и технически сложная из известных каденций в первой части концерта. Хочется надеяться, что после выхода альбома имя этой нашей замечательной соотечественницы вернется в музыкальный обиход, как это совсем недавно случилось с другим пианистом, исполняющим здесь Второй концерт. В 19 лет Уильям Каппелл (1922-1953) дал свой первый сольный концерт в Нью-Йорке, положивший начало успешной карьере; его называли "надеждой американского пианизма". Каппелл погиб в авиакатастрофе в возрасте 31 года; многие годы память о нем хранили знатоки и коллекционеры, два года назад добившиеся представительного издания его записей, благодаря которым новые поколения слушателей услышали и оценили этого тонкого музыканта с неповторимой индивидуальностью.

Третий концерт в альбоме исполняют Маргарита Лонг и Артур Рубинштейн, Четвертый Вальтер Гизекинг и Клара Хаскиль, Пятый Рудольф Серкин и Артур Шнабель. Совокупность их интерпретаций как бы добавляет еще одно измерение к давно знакомой музыке и побуждает заново, с обостренным вниманием в нее вслушиваться, открывая для себя новые детали и оттенки. В этом, вероятно, и видят свою цель основатели фирмы "andante" и одноименного сетевого журнала (www.andante.com), посвященного классической музыке, где оперативно освещаются новости международной музыкальной жизни, публикуются справочные материалы о композиторах и исполнителях, критические статьи и обзоры и где при наличии несложной компьютерной программы можно послушать программу радио "andante" и фрагменты из шести упомянутых выше альбомов.

Выход этих дисков действительно стал крупным культурным событием, и в связи с этим хочется пожелать молодой фирме всяческих успехов как в виртуальной, так и в материальной действительности и выразить надежду, что за первым столь успешным шагом последуют многие другие.

АЛЕКСАНДР СУМЕРКИН


Нью-Йорк



©   "Русская мысль", Париж,
N 4393, 24 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...