МИР ИСКУССТВА

 

Первая кинопремьера года

«Сказ про Федота-стрельца»
Сергея Овчарова

Сергей Овчаров создатель уникального, Овчаровузнаваемого с первого кадра кинематографа, начавшегося в 1979 г. с короткометражной картины «Нескладуха». Каждый фильм Овчарова «Небывальщина», «Левша», «Барабаниада», «Оно» это событие, и вот теперь новая картина «Сказ про Федота-стрельца» по пьесе Леонида Филатова. Место действия тридевятое царство, полное пьяниц, воров и нищих, герой стрелец Федот, посылаемый царем на трудные задания, каждый раз выполняемые чудесным образом, с помощью жены-голубицы и волшебных помощников. Но настоящий герой, конечно, не столько Федот, сколько русский характер. Эта вневременная категория не мешает, однако, Сергею Овчарову использовать самые современные достижения киноискусства.

Текст, произносимый действующими лицами, это стихи, но режиссер справился с мудреной задачей, сумел не впасть ни в патетику, ни в стилистику детского утренника, вооружившись, как и следовало ожидать, иронией. Правда, иногда характер этой иронии не слишком понятен точнее, слишком понятен. Например, волшебные помощники героя, появляющиеся откуда ни возьмись в самые трудные моменты и могущие практически все, это два молодых и румяных господина с орлиными носами, с пейсами и смоляными кудрями, в черных лапсердаках всё, как полагается; и хотя господа, в общем, симпатичные, но они все время играют в карты, где на рубашках доллары, а когда не играют, то считают на конторских счетах. И крылья у них нетопыриные. Взгляд вроде бы не злобный, а так как-то получается нечисть все-таки... При всей симпатии к Овчарову-режиссеру о таких деталях как-то не хочется думать...

Овчаровский фильм это сказка. Рассказывает ее старик на помойке, в которой только что рылись его оборванные слушатели. Последние кадры развеселые песни и пляски по поводу победы героя, переходящие в побоище, где гибнут все. В конце московский Кремль на фоне новой Москвы, неотличимой от Нью-йорка.

Прогноз мрачный, а фильм полон веселых находок (чего стоит, например, ход напрямую через земной шар из России в Америку). Веселья не смогла задушить даже не новая, мягко говоря, идея о пагубности для матушки-России западной цивилизации, да к тому же поданная в лоб. В любом случае, Овчаров остался верен своей любимой стихии фольклору, смеховой культуре. В фильме заняты такие актеры, как Андрей Мягков, Владимир Гостюхин, Константин Воробьев. Такова первая петербургская кинопремьера года, успевшая пройти в последний день святок.

ТАТЬЯНА ВОЛЬТСКАЯ


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4394, 31 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...