ДУХОВНЫЕ ПУТИ

 

Среди белых
холмов Бургундии...

В Бюси-ан-От строится
храм Преображения Господня

Мы, уехавшие, в том числе и от громких фраз, как-то стесняемся произносить слова, поднимающие нас над землей, такие, как родина, отчизна, любовь к ближнему, любовь к далекому к далеким холмам, к далеким могилам. Произносить стесняемся, но носим их в своем сердце иногда с легкими слезами, иногда со светлой улыбкой: может быть, этот тихий разговор с самим собой о самом дорогом и учит нас молитве...

Среди зеленых полей и белых холмов Бургундии уютно расположилось маленькое селение, которое и на карте-то не всегда найдешь. А вот вместило в себя и родину, и любовь, и нашу землю, монастырь и небо одно-единственное над всеми нами. Бюси, маленькое французское селение, где больше полувека тому назад, 2 июля 1946 г., был основан русский православный монастырь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровская обитель...

Основанию монастыря предшествовали многие годы русского монашества на чужбине. Воскрешая историю этого подвижничества, повторяем имена, составляющие наше общее духовное и культурное богатство: о. Сергий Булгаков, митрополит Евлогий, архимандрит Мефодий, мать Мария (Скобцова), мать Евдокия будущая игуменья и основательница Покровской обители, мать Феодосия, отдавшая 54 года своей жизни монашеству, из которых 46 неотделимы от Бюси... Их много, оставивших свой след, тех, чьим трудом и молитвами живо сегодня русское православие во Франции, во всем мире, тех, кто в годы коммунистического террора в России молился за нее и прилагал все свои усилия к тому, чтобы Божье слово было услышано на родной земле. В книгах и исторических документах все они названы поименно, а здесь, в газетном очерке, мы не откажем себе в радости назвать имена тех четырех монахинь, которые основали Покровскую обитель: мать Евдокия, мать Бландина, мать Феодосия и мать Глафира...

«Сам переезд четырех монахинь в пустой и необжитый дом, без всяких средств, был актом веры... Не знаю, рассчитывала ли на что-нибудь мать Евдокия, вообще расчет проект не входил в ее отношение к жизни... Сокровенная ее мечта состояла в том, чтобы положить основание женскому монашеству, одновременно традиционному и открытому миру, в духе православной традиции, но приспособленному к сегодняшнему дню, без узости и фанатизма, и, главное, без национальных ограничений». (Никита Струве. Православие и культура, Париж, 1992)

Небольшой экскурс в историю: в 1946 г. Василий Борисович Ельяшевич, русский адвокат, профессор права, оставшись вдовцом и выполняя волю покойной жены, принял решение подарить под монастырь свое имение в Бюси-ан-От, в 150 километрах от Парижа, в Бургундии. Живописное имение, украшенное малой домовой церковью, было известно своим гостеприимством: в гости к Ельяшевичам приезжали писатели, философы, богословы... Среди них Борис Зайцев, писавший из Бюси письма Ивану Бунину, Надежда Тэффи, о. Киприан Керн, профессор Богословского института в Париже...

Имение состояло из большого дома с садом, огородом, угодьями. Матушки, засучив рукава, принялись приводить дом в порядок. Но сердцем монастыря, центром его жизни стала церковь, в которой 19 июня (2 июля) 1946 г. была совершена первая Божественная литургия. Этот день день памяти святого апостола Иуды, брата Господня, и празднуется в обители как день ее основания.

Постепенно временная домашняя церковь была переоборудована. Все создавалось собственными руками: не было ни церковных книг, ни необходимой утвари, ни икон. Основную часть строительных работ провел инженер М.Значковский (впоследствии о. Игорь). Богослужебные тексты (некоторыми из них пользуются в монастыре и по сей день), целые тома, перепечатала на машинке монахиня Екатериня (Гирс). О тех временах она вспоминает:

«Деревянная часть церковной постройки: иконостас, столбы, аналои и пр., была поручена столярных дел мастеру Всеволоду Владимировичу Оболенскому, брату матери Бландины. Художественные иконы расписали иконописица монахиня Иоанна Рейтлингер и М.А.Струве-Ельчанинова.

Службы совершались строго уставные: рано утром полунощница, утреня с чтением положенных синаксарей, Апостола, Евангелия. Когда был священник Божественная литургия. И постоянная молитва за всех благодетелей, прихожан или просящих духовной помощи, которые постепенно умножались, окружая новую обитель вниманием и любовью».

«И постоянная молитва за всех...» Собственно, это и есть основная «работа» монастыря, его основная забота. И в намоленности этого места каждый чувствует себя приобщенным к тайне жизни, к тайне времени. Ибо здесь прошлое не становится прошедшим.

Только не будем забывать, что за этими несколько абстрактными словами стоят жизни конкретных людей, монахинь. И воля трех игумений, которые объединились в своей молитвенной устремленности на благо монастыря: игуменьи Евдокии, игуменьи Феодосии и игуменьи Ольги.

Мать Евдокия, основательница обители, начинала не на пустом месте: за ее спиной стоял многолетний опыт русского монашеского подвижничества. Ее преемница мать Феодосия своей главной миссией считала сохранение в монастыре тех идеалов, которые в свое время провозгласила «ее» игуменья, мать Евдокия (храня ей верность, мать Феодосия в течение многих лет не желала принимать сан игуменьи...).

Менялись времена, приходили в монастырь новые монахини, состав монастыря становился все более и более интернациональным. Наконец, открылась граница, и Россия приблизилась не только географически возникли новые духовные связи, усилились и окрепли старые... Но не менялось главное устремление, и мечта игуменьи Евдокии о женском монашестве, одновременно традиционном и открытом миру, превратилась в живую реальность...

Время идет и так отчетливо видны периоды жизни обители и тех, кто связал с ней свою судьбу. Послевоенная Франция, русские беженцы, отчаяние, сменяющееся надеждой... Тогда-то, в один из, пожалуй, самых тяжелых моментов, произнесла мать Феодосия фразу, которую и потом часто повторяла: «Наш монастырь живет в порядке чуда». Повторяла с улыбкой человека, знающего «разгадку загадке», знающего, как чудо происходит: «Надо знать, о чем просить Бога». Надо ли говорить, что ее постоянной просьбой, обращенной к Небу, была молитва о монастыре ее детище... Но не только молитва, а еще и глубокое знание человеческой души, знание человеческой психологии. И проистекающие отсюда действия, принятие решений. И замену себе со свойственной ей проницательностью она начала готовить заранее.

Мать Ольга (Елена Ивановна Слезкина) приняла тайный постриг в юные годы и, хотя и жила в миру с родителями, которых не могла оставить, была в полном послушании у своего духовного отца Мефодия, впоследствии епископа. В обитель она смогла поступить только в 1988 году. Но была связана с монастырем многие и многие годы. О ней как о возможной своей замене думала еще мать Евдокия. С ее именем (редактор Елена Слезкина) связано издание журнала «Вечное», значение которого в те годы переоценить невозможно. Благодаря ее участию с 1952 г. возобновилось русское православное паломничество из Франции на Святую Землю, где до сих пор о действенной помощи этих паломничеств вспоминают с благодарностью. Большой духовный опыт матери Ольги, ее опыт жизни в миру, прекрасные душевные качества все это сделало ее естественной преемницей матери Феодосии.

Некоторые сведения
о русском православном монастыре
Покрова Пресвятой Богородицы:

     Адрес: Monastère Notre Dame de Toute Protection, 11, rue de la Forêt, Bussy-en-Othe, 89400 Migennes, France. Тел. (33) 03.86.91.93.52 (просьба звонить между 9 и 10 ч., 13 и 14 и 20.30 и 21 ч.)
     Монастырь имеет право принимать пожертвования от организаций, частных лиц, а также по завещанию.
     Монастырь выдает жертвователям расписки для предоставления в налоговое управление.

     Чеки следует выписывать на: Monastère Notre Dame de Toute Protection. CCP. Dijon 456151 E.

Годы, когда игуменья Ольга приняла правление монастырем, конечно же, отличались от предыдущих, но нельзя сказать, что они были легче. Вообще, похоже, нет в монастыре ни «легких» дней, ни «легких» лет, потому что молитва, особенно монастырская, не может быть легкой, как бы светло и легко не было на душе. Ибо в нашем несовершенном мире всегда есть кто-то, кто нуждается, кто страдает, кто гибнет и кого может спасти только полная душевная и духовная отдача. Этот великий дар молиться о ближнем, который в полной мере дан сестрам Покровской обители, они и несут как свечечку в темноте и оберегают этот огонь от порывов житейских ветров.

Молитва это слово стоит у истоков монашества. Молитва личная, келейная, но и церковная во всем ее объеме как верность православной традиции, как сохранение ее.

Не случайно церковь была первой заботой четырех монахинь, основавших обитель. Не случайно забота о «настоящей» церкви оставалась на первом месте в голодные и холодные послевоенные годы. И не случайно молитвенной заботой игуменьи Ольги стала мечта о храме, который мог бы вместить всех молящихся (а их все больше и больше, особенно во время праздников).

И вот «в порядке чуда» на территории монастыря строится храм Преображения Господня. Как свидетельство чуда веры и любви да, да, нашей любви, потому что без общей помощи людей (которых в обители по-старинному называют «благодетелями»), мечта могла бы остаться не более чем мечтой...

Решение о строительстве новой церкви было принято на собрании сестер обители летом 2000 года. Тогда же игуменья Ольга подписала контракт с архитектором. Некоторое время ушло на всякого рода административные хлопоты, но уже 21 января было получено разрешение на строительство, а в марте 2001-го начались первые работы подготовка земли под фундамент.

В воскресенье 29 апреля, в День Святых Жен-Мироносиц, его высокопреосвященство архиепископ Сергий, экзарх Патриарха Вселенского, служил молебен по случаю закладки первого камня.

Строительные работы, начатые в июне, продвигались столь успешно, что уже к августу 2001 года были возведены стены; и в этих стенах под небесным сводом 19 августа, в праздник Преображения, было совершено первое богослужение.

Сейчас, когда пишутся эти строки, начато возведение кровли и продолжаются работы по внутренней термоизоляции стен. Увы, холодная зима затормозила ход работ, но в обители не теряют надежды, что к 19 августа этого года новый храм откроет свои двери для праздничной службы и общей молитвы.

     Монастырь выражает сердечную благодарность всем, с чьей помощью ведется строительство храма Преображения Господня, и заранее благодарит тех, кто захочет внести свою посильную лепту в окончание работ.

Однако (это вечное однако) до полного окончания работ еще далеко: кроме возведения купола, остаются все внутренние технические работы по отделке стен, освещению и отоплению церкви... А следом такая тонкая художественная работа, как украшение храма, алтаря, возведение иконостаса... приобретение церковной утвари ведь старая монастырская церковь останется в неприкосновенности. И не только как хранительница традиции и духа монастыря, как память о тех, чьими молитвами и заботами жива сегодня обитель, но как живой храм для каждодневного монастырского служения. Можно сказать, что новая церковь строится для нас с вами, для друзей монастыря, которых из года в год становится все больше и больше. Для тех, кто селится в Бюси, чтобы быть поближе к обители, для тех, кто приезжает из Парижа и Москвы, из Америки и Канады отовсюду...

И это возлагает на всех нас большие обязательства. Ведь русский православный храм Преображения Господня в Бюси-ан-От строится как в России в былые времена всем миром...

ИРИНА БАСОВА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4394, 31 января 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...