АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА |
Мало разве в России нелепых законов, унаследованных от тяжелого советского прошлого? Но российские законодатели заботятся о том, чтобы увеличивать их число. 17 января Дума приняла в первом чтении закон об уголовной ответственности Российской Федерации (см. «РМ» N4393). Представил законопроект депутат проправительственной фракции «Единство» Сергей Апатенко. Он ждал с марта, пока закон поставят на рассмотрение. И дождался. Теперь анекдотическая история с принятием гимна получила такое же анекдотическое продолжение.
Год назад долгая процедура обсуждения слов и музыки нового гимна закончилась неожиданным решением властей: демократическая Россия получила старую музыку сталинского гимна композитора Александрова и новые слова автора старого гимна, сталинского же придворного поэта, циника Сергея Михалкова. Продавил принятие текста сам Путин по совершенно явным политическим соображениям. Новой государственной символикой следовало удовлетворить всех. И, судя по результатам, от левых президент зависел больше, чем от правых. Демократы удовлетворились трехцветным флагом. А коммунисты и «национал-патриоты» получили в утешение старую музыку, текст Михалкова, красный флаг для армии и привычное армейское обращение «товарищ». Последнее, кстати, на фоне волнений с музыкой и словами гимна прошло почти незамеченным. А жаль. Сохранение традиций советской армии более опасная вещь для общества, чем дурная песня, на которую в принципе можно не обращать внимания, если не хочешь
А текст Михалкова не просто дурен, а походит на чистое издевательство. И справедливо вызывает приступы тошноты у всех, кто к прежнему режиму относится без удовольствия. Как минимум у половины страны.
В первоначальном сталинском гимне была гладкость и тягучая засасывающая плавность. Кроме того он был исторически правдив. Адекватен эпохе. «Нас вырастил Сталин на верность народу» верно, вырастил. «И Ленин великий нам путь озарил» еще бы не озарил. «Союз нерушимый...» конечно, нерушимый. Кто бы посмел нарушить! «...республик свободных» разумеется. У любого спроси: Свободных? Немедленно подтвердит. Понятия «свобода», «верность», «дружба», «воля народа», «счастье народа» имели в этом контексте извращенный, людоедский, но всем понятный работающий смысл. Гимн можно (и нужно) было ненавидеть, но недоумения и насмешек он не вызывал.
Новый текст вызывающе халтурен. Фразы «Братских народов союз вековой», «Предками данная мудрость народная», «Нам силу дает наша верность Отчизне» ни произнести без спотыкания, ни запомнить, ни пропеть невозможно. Тем более понять. Текст прорезан истерическими выкриками-всхлипами: «Россия - любимая наша держава! Россия любимая наша страна! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Одна ты на свете! Одна ты такая! Так было, так есть и так будет всегда!» Чисто технически это вообще не стихи.
Теперь о смысле. В сталинском тексте, как мы видели, смысл был, хотя как раз Сталин мог приказать петь что угодно. Желающих самостоятельно его анализировать не было. По крайней мере, на свободе. Теперь же автор нового текста гимна демократической России должен считаться с тем, что кому-то захочется вдуматься в слова.
«Россия любимая наша держава! Россия любимая наша страна!» Чья «наша»? Всех российских граждан? Во-первых, особо любить страну (всю!) совсем не обязательно. Дело интимное. Тем более что любимых стран может быть несколько. Во-вторых, страна и держава не одно и то же. Надежда, что все граждане будут государственный режим (державу) любить, рефлекс чисто тоталитарный и для порядочного человека неприемлемый.
«Братских народов союз вековой». На фоне чеченской войны текст звучит пикантно. С особенной симпатией эти строки должны слушать недавние вольноотпущенники из стран «ближнего зарубежья».
«Могучая воля, великая слава твое достоянье на все времена». Это о чем? За последнее столетие могучей воли и великой славы было предостаточно. Еще несколько поколений будут отмываться. Не дай Бог продолжения такой славы и такой воли.
«Одна ты на свете! Одна ты такая!» Какая такая? А Люксембургов два? Все страны разные. Если же речь идет об особенностях российской истории, то опять же почему одна? Еще недавно целый лагерь был. Китай, Северная Корея, Куба до сих пор не сдаются. Конечно, зачинщик действительно был один вот пускай Зюганов этим и гордится.
«Хранимая Богом родная земля...» Это Швейцария хранимая Богом. А России как раз больше всех досталось.
«Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года». Мечтать можно. Но, во-первых, сказано не по-русски, а во-вторых, непонятно, зачем это петь, да еще с чувством. У других народов перспективы не такие блестящие?
«Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть, и так будет всегда». Это вам. А нам «силу дает» верность правам человека, принципам демократии, здравый смысл и естественное право требовать от «Отчизны» того же. И такое же естественное право отказать «Отчизне» в верности, если она этого не заслуживает.
Густой набор бессмысленных тоталитарных выкликов и безвкусной советской лексики немедленно вызвал волну издевательских подражаний. В том числе и весьма мастерских, например, Владимира Войновича. Текст сам провоцирует на нарушение закона.
И вот теперь законодательная власть организовала очередную комедию. Депутат Апатенко предложил сажать на один год или штрафовать в размере от 100 до 300 минимальных за «надругательство» над гимном. Что такое «надругательство», конкретизировать пока не удалось. И, похоже, никогда не удастся. Хотя, по мнению автора законопроекта, надругательством является умышленное искажение слов или музыки и использование нецензурных выражений во время исполнения гимна в случаях, предусмотренных законом. Как отличить умышленное искажение от неумышленного и как определить адресата нецензурных выражений неясно.
Над законопроектом во время обсуждения откровенно издевались. Юрий Щекочихин назвал его «фигней», за что получил замечание от спикера. Однако законопроект, как было объявлено, поддержал президент, и он прошел 315 голосами против 12-ти.
В результате Дума не только скомпрометировала сама себя. Если проект будет окончательно принят, в идиотском положении окажутся те, кто должен будет следить за его выполнением, милиция и прокуратура. Чтобы наказать всех желающих охотно нарушить этот закон, придется сильно расширять систему тюрем и лагерей. Но даже и первая попытка наказать кого-либо за «надругательство над гимном» превратится в анекдот и скомпрометирует всех причастных к этой затее. Тоталитарные законы действуют только в тоталитарных условиях, к которым президент, кажется, все же не стремится. Можно предположить, что и здесь он бросает левым пластмассовую, не рассчитанную на съедение кость. Тогда это простительно. Но все равно противно.
ДМИТРИЙ ХМЕЛЬНИЦКИЙ
Берлин
© "Русская мысль", Париж,
N 4395, 07 февраля 2002 г.
![]() ... |
|
|