СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Культ личности Путина набирает обороты. Раньше, чтобы отличаться друг от друга, телеканалы могли выбирать разную длину своего отстояния от гнезда вольнодумцев. Теперь отличаться возможно только мерой путинолюбия.
Пока функционировал ТВ-6, было все-таки невозможно в день, когда хоронят погибших в Чечне вертолетчиков (включая двух генералов, из которых один замминистра), начинать новости на всех каналах с речи президента Путина о значении физкультуры и спорта. Теперь пожалуйста.
К сообщению о намерении государства повысить пенсии у всех каналов теперь одна фоновая «картинка»: чего-то там говорящий о пенсионерах президент. Правда, для сообщения о повышении цен на железнодорожные билеты картинка на разных каналах пока что разная: у кого-то вице-премьер Греф, у кого-то уволенный накануне повышения министр путей сообщения Аксененко.
Путин объявил борьбу с детской беспризорностью. И ни один канал не обратил внимания (хотя бы президента как важнейшего телезрителя) на то, во что это вылилось. Некоторые газеты в отличие от телевидения все-таки заметили. В Москве, например, больше беспризорников нет всех выловили. Очевидно, их отправили в те места, откуда они сбежали, то есть туда, где им было заведомо хуже, раз они предпочли нищету на вокзалах. Облава на беспризорных детей завершилась в один день, но телеканалам на три дня хватило одной и той же телекартинки о президенте, объявляющем войну беспризорности.
Телеканалы и значительная часть газет стали теми листами канцелярской бумаги, на которых придворные группировки пишут доносы, рассчитанные на главного зрителя. «Старокремлевские» и «старопитерские» докладывают президенту через телевизионный экран, что «новопитерские» продались банкиру Пугачеву и тем самым пытаются исказить его, президента, светлый облик. «Новопитерские» через тот же телеэкран (по какому каналу, уже не имеет значения) доносят, что светлому облику президента вредят «старокремлевские»: уж до того, дескать, докатились, что финансируют из государственной казны... фашистов (будто бы некоего бывшего баркашовца Демушкина, которого Волошин якобы приглашал в Кремль).
Да и не только в рамках межклановой борьбы подчеркивать непричастность государя к любым негативным явлениям становится обязательной риторической фигурой: хоть о преступности речь («плохо выполняется указание президента бороться...»), хоть о наводнении («президент отдал необходимые указания Шойгу...»), хоть о том же разгроме ТВ-6 («президент ценит талантливых журналистов... он уважает независимость суда»).
Даже Михаил Жванецкий, и тот счел необходимым подчеркнуть в беседе в прямом телеэфире: то, что «замочили» ТВ-6, конечно, очень плохо, но это не Путин. По мнению сатирика (видимо, теперь уже бывшего), никакого отношения к борьбе со свободой слова закрытие ТВ-6 не имеет. Например, его, Жванецкого, никто не ограничивает в критическом самовыражении. Ведущий Андрей Максимов («Времечко») вроде как заулыбался на эти слова, как будто хотел сказать: «Видно, президент боится не вас, а Шендеровича». Но, конечно, не сказал.
Фильмы с героическими чекистами, которые отражают происки американского ЦРУ и недобитых гитлеровцев, демонстрируются чуть ли не одновременно на всех каналах (в том числе на том, которым руководит американский гражданин внук гитлеровского офицера).
И, конечно, спорт, ставший при государе-дзюдоисте неотъемлемой частью государственной идеологии...
Был бы жив граф Уваров, политтехнолог позапрошлого века, его знаменитая триада сегодня звучала бы так:
Путинославие, ЧК-державие, Спорт.
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4396, 14 февраля 2002 г.
![]() ... |
|
|