Шахматы |
Рассказав читателям в предыдущем номере о впечатлениях Гарри Каспарова от матча ИванчукПономарев, я не сомневался, что закрыл эту тему, во всяком случае пока. Не тут-то было! Не успел я отправить в редакцию этот материал, как мне на глаза попалось интервью Василия Иванчука российской газете «Спорт-Экспресс». Пройти мимо него невозможно.
Надеюсь, что никого не удивит сегодняшний заголовок, пародирующий призыв, который мы слышали более десяти лет назад совсем не по шахматному поводу. Правильно говорят, что в спорте, впрочем, как и вообще в жизни, надо уметь признавать свои поражения. Надо уметь и оценивать чужие победы. Из шахматной истории мы знаем, что первый чемпион мира Вильгельм Стейниц, сдавая последнюю партию матча молодому претенденту Эмануилу Ласкеру, воскликнул: «Трижды «ура» новому чемпиону!» Наверно, ему не хотелось терять шахматную корону, и уверен, что в душе он не был согласен с тем, что уступает Ласкеру, но у него достало мужества и трезвости оценить достижение соперника. Александр Алехин на последнюю партию матча с Максом Эйве пришел одетым во фрак. «Я надел фрак в честь Эйве», сказал русский чемпион корреспондентам. А что же сказал корреспонденту «Спорт-Экспресса» Иванчук?
На вопрос, как он оценивает матч с Пономаревым, Иванчук сказал следующее:
«Фарс. Сейчас многое кажется мне смешным, включая и самого чемпиона мира. Произошло что-то надуманное, нереальное, фантастическое в общем-то, чего не должно было случиться. Любой, кто неплохо разбирается в шахматах, поймет, что результат чуть ли не половины партий не отражает истинного расклада сил соперников. Все это было похоже не на игру в шахматы, а... на рулетку, где побеждает не самый умный, а самый удачливый игрок».
«Правильно ли будет сказать, спросил корреспондент, что на данный момент вы не воспринимаете нового чемпиона мира как игрока элиты?» Иванчук ответил кратким и уверенным «да».
Естественно, что Иванчука спросили: что же помешало ему выиграть матч?
«Во-первых, Пономарев оказался для меня гораздо более неприятным соперником, чем кто-либо в мире. Он был для меня темной лошадкой, этаким загадочным чертиком, неожиданно выскочившим из табакерки. Момент номер два географический. Мы оба украинцы, и, значит, на каком-то психологическом уровне мне пришлось не только сражаться за титул, но и отстаивать негласное звание лучшего шахматиста Украины. В отношении последнего соперник мог чувствовать себя спокойным: даже поражение в матче не ставило под угрозу его реноме второго шахматиста страны. А вот мне было что терять, и это подсознательно сковывало».
Удивительно, но среди факторов, плохо повлиявших на Иванчука, он называет даже свою победу в полуфинале над Вишванатном Анандом:
«Когда я обыграл его, чемпиона-2001, то ощутил себя чемпионом-2002. И когда приехал домой во Львов, меня встречали именно как обладателя титула. То есть я понимал, что мне предстоит провести напряженный матч с тяжелым соперником, но прятал эту мысль куда-то на задворки сознания. Получилась странная вещь: я вроде бы уже стал обладателем шахматной короны, но, несмотря на это, меньше чем через месяц должен был провести и выиграть еще один матч за ту же самую корону. Это было трудной, почти невыполнимой миссией».
Чем провинился 18-летний чемпион, что ни Каспаров, ни Иванчук не хотят причислить его к шахматной элите? Ведь соперники в только что закончившемся матче на первенство мира были в равных условиях, и Иванчук, если он считает себя сильнее, был обязан продемонстрировать свое превосходство. Этого не произошло, и уместнее было бы воздать должное своему победителю. В связи с этим еще одна историческая аналогия. На турнире в Москве в 1935 г. Ботвиннику удалось спасти трудную партию против Ласкера. Один из журналистов заметил, что Ботвиннику просто сильно повезло. «Да, сказал Ласкер, ему повезло, что он такой сильный шахматист!»
В Москве в гостинице «Россия» проходит шахматный фестиваль «Аэрофлот-2002». Проводится одновременно три турнира в них играют 400 шахматистов, приехавших на фестиваль из разных стран мира. Сыграно немало интересных партий. Приведем одну, в которой гроссмейстер Евгений Васюков, шахматный ветеран, неоднократный чемпион Москвы и победитель многих международных турниров, победил сильного голландского шахматиста.
1.e4 c5 2.Kf3 d6 3.d4 cd 4.Ф:d4 Кc6 5.Сb5 Сd7 6.С:c6 С:c6 7.Кc3 Кf6 8.Сg5 e6 9.0-0-0 Сe7 10.Лhe1 0-0 11.Kрb1 Фa5 12.Фd2 Фa6 13.Кd4 Лfc8 14.f4 h6 15.h4! Фc4?!16.g4! Kрf8 17.f5 hg 18.hg Кd7 19.fe Кe5 20.Лh1 fe 21.b3 Фb4 22.Лh8+ Kрf7 23.Фf4+ Сf6 24.Лh7! Kрg8 25.gf! Kр:h7 26.Фg5 Лc7 27.К:e6 Лac8 28.fg Kрg8 29.Лh1 С:e4 30.Лh8+ Kрf7 31.К:c7 Ф:c3 32.g8Ф+. Черные сдались.
ЛЕВ ХАРИТОН
Нью-Йорк
© "Русская мысль", Париж,
N 4396, 14 февраля 2002 г.
![]() ... |
|
|