ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Париж столица искусств.
1900-1968»

Выставка в лондонской Королевской академии

280 живописных и скульптурных работ, представленных на этой выставкавыставке, прибыли в Лондон из музеев и частных собраний разных стран Европы и Америки. То, что мы видим здесь, это по сути вся история европейского искусства XX века, начиная от фовизма и до 60-х гг. с включением всех возникавших за этот период художественных течений. Причем многие из них (например, фовизм, кубизм и сюрреализм) и возникли в Париже.

Однако создателями многих течений были не парижане, а иностранцы: испанцы Пикассо, Миро и Дали, голландец Мондриан, румын Бранкузи, итальянцы Модильяни и Джакометти, немец Макс Эрнст... Среди представленных на выставке художников я насчитала по крайней мере десяток имен выходцев из России. Среди них Шагал, Гончарова, Цадкин, Певзнер, Габо, Сутин, позже Кандинский...

Париж тогда притягивал к себе художников из самых разных стран, вплоть до Мексики и Китая. Причиной была не только красота города, его романтика, культурная история, политический либерализм тех лет, но и свойственная Парижу богемная атмосфера раскованности и даже почти вседозволенности. Ни пуританский Лондон, ни бюргерский Мюнхен, ни чопорный Берлин не были так привлекательны для художников авангарда, которым хотелось разрушить все традиционные нормы эстетики, поведения, морали.

В разное время разные районы Парижа: Монмартр, Монпарнас, Сен-Жермен-де-Пре и Латинский квартал притягивали к себе международную богему. Экспозиция отражает эту артистическую географию столицы.

Первым по времени таким районом был Монмартр. Здесь в начале века селились и работали беднейшие художники. Дерен и Вламинк представлены на выставке своими первыми, созданными тут фовистскими работами; английский художник Сиккерт в 1906 г. написал "Театр Монмартр", голландец ван Донген портрет известного коллекционера Даниэля Канвейлера; поэт Гийом Аполлинер провозглашал принципы нового искусства, а Пикассо и Брак в числе других осуществляли его идеи на практике. Здесь, в мастерской, устроенной на заброшенной фабрике "Бато-Лавуар", были созданы "Авиньонские девицы" выставка2Пикассо первая кубистическая картина, ознаменовавшая радикальный поворот в мировом изобразительном искусстве. На выставке показаны три этюда к "Авиньонским девицам" из нью-йоркского Музея современного искусства. Здесь же работы Жоржа Брака, Робера Делоне и его русской жены Сони Делоне, скульптора из Румынии Константина Бранкузи, испанца Хуана Гриса и др. "Кубизм и современный мир" под таким подзаголовком объединены на выставке монмартрские художники.

Постепенно эти мастера завоевывали признание, и в 20-х годах художественный центр переселился с Монмартра на Монпарнас, ближе к сердцу Парижа. В артистических кафе Монпарнаса, в знаменитых "Ротонде", "Доме", "Куполе", собирались художники самых разных направлений. Здесь царила особая космополитическая атмосфера. Голландец Пит Мондриан (один из основоположников абстракционизма) встречался здесь с Фернаном Леже, Макс Эрнст с Рене Магриттом, Андре Бретон и Пабло Пикасо обсуждали планы создания первой группы сюрреалистов, которая начала действовать в 1923 г.; выходец из России скульптор Жак Липшиц писал портрет американской писательницы Гертруды Стайн, жившей в те годы в Париже. Владельцы процветающих галерей отыскивали все новые звезды, в одной из них бездомный и одержимый творчеством Хаим Сутин обрел своих заказчиков и покровителей (кстати, Сутину вместе с абстракционистом Жаном Фотрье единственным на выставке отведен отдельный зал).

Отдельные залы выставки посвящены художественным течениям, которые тогда господствовали в искусстве Парижа. Их названия говорят сами за себя: "Высший свет и искусство авангарда в эпоху джаза", "Авангард и абстракционизм", "Дадаизм", "Сюрреалисты: вызов, кошмар, угроза войны". Среди экспонатов можно увидеть и знаменитые шедевры живописи: "Париж, вид из окна" Марка Шагала, одна из лучших "Обнаженных" Модильяни, написанный Пикассо портрет его тогдашней жены Ольги Хохловой (1923) и др.

1910-1920-е годы были очень плодотворными в художественной жизни Парижа, да и всей Европы. С началом Второй Мировой войны и оккупацией Парижа крупные художники-иностранцы покинули Францию. Интернациональный Монпарнас приходил в упадок, и художественным центром Парижа стал Сен-Жермен-де-Пре. Однако среди экспонатов выставки мы почти не встречаем работ, созданных в Париже во время войны. Атмосферу Сен-Жермен-де-Пре определяли не столько художники, сколько писатели и мыслители. Сартр и Камю закладывали тогда основы философии французского экзистенциализма, и под знаком этой пессимистической философии развивалось искусство в послевоенном Париже. Это была реакция на ужасы войны и нацизма.

Жан Дюбюффе обратился к искусству душевнобольных, детей на этой почве здесь возникло "Ар брют", т.е. искусство грубое (или жестокое) по самоопределению. Может быть, самым ярким выражением духа этого времени была скульптура Джакометти. Его представленные на выставке невероятно вытянутые, тонкие, как бы лишенные третьего измерения человеческие фигуры похожи на остовы с остатками плоти, как бы иссушенные голодом или опаленные огнем.

Выставка заканчивается 1968 годом. Это было время студенческих волнений в Париже, и центр его интеллектуально-художественной жизни сместился в Латинский квартал, район Сорбонны и театра "Одеон", но дата эта условна, потому что Париж перестал быть столицей искусств гораздо раньше когда во время оккупации крупнейшие художники покинули Париж и оказались в Нью-Йорке. Здесь возникли новые течения, определившие дальнейшее развитие искусства: сначала, в конце 40-х, абстрактный экспрессионизм, а потом, в 60-х, поп-арт. В экспонатах последних залов выставки мы видим либо отголоски идей начала века, либо американские влияния. Энергия французского авангарда ушла в песок, и столицей мирового искусства стал Нью-Йорк.

Выставка наглядно демонстрирует, насколько плодотворным для искусства оказалось то смешение самых разнообразных национальных традиций, идеологий, стилей, которое произошло в Париже в первой трети XX века. Так же, как и в России начала века, когда в центры художественной жизни Санкт Петербург и Москву влился варварский поток из провинции (Малевич, Татлин, Шагал, Попова, братья Бурлюки, как и большинство мастеров русского авангарда, были провинциалы). В 40-50-х то же случилось и в Нью-Йорке, когда Дали, Шагал, Мондриан, Макс Эрнст, Певзнер переселились сюда из Парижа. Очевидно, вынужденная национальная самоизоляция во время войны лишила Париж той творческой энергии, которая в течение многих лет делала его столицей мирового искусства.

Выставка продлится до 19 апреля.

ФЛОРА МАРКИЗ


Лондон



©   "Русская мысль", Париж,
N 4399, 07 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...