МИР ИСКУССТВА

 

«Не ходите на порнофильмы!»

«Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко

"...это не просто название фильма. Молитва его жанр. Молитва как жанр абсолютное новшество в кинематографе. Бог единственный, кому подвластно быть судьей молитвы", заявил украинский режиссер Юрий Ильенко в аннотации к своей новой картине, демонстрировавшейся вне конкурса на 52-м Берлинском кинофестивале.

Наверное, нужно быть самоубийцей, чтобы после такого вступления добровольно взяться за перо. Тем более что Ильенко так продолжает свою артподготовку: "Я сделал фильм, который никто не будет в состоянии пересказать словами, как невозможно пересказать словами танец или музыку"...

Иван Мазепа одна из самых незаурядных, спорных и трагических фигур в украинской истории. Выдающийся политик и тонкий дипломат с блестящим европейским образованием, пламенный патриот (его хартия независимой Украины была одной из первых в Европе), ценитель и знаток культуры, Мазепа вошел в историю и как родоначальник украинского барокко (на его личные сбережения были построены 12 соборов и открыт ряд монастырей по всей стране). Противоречивый образ украинского Казановы, вхожего в королевские и царские палаты, блистательного полководца, народного героя и одновременно с тем предателя, овеян мифами и легендами, как вряд ли какой другой. Он вдохновлял Пушкина, Чайковского, Байрона. Иван Мазепа, перешедший во время знаменитой Полтавской битвы 1709 г. на сторону шведского короля, был предан Русской Православной Церковью анафеме, а 15 тысяч жителей Батурина, стольного города гетмана, в основном, женщины, дети и старики были жестоко вырезаны войсками Петра I. После поражения Карл XII и Мазепа бежали, преследуемые Петром. Иван Мазепа умер по дороге, в Бендерах.

Такова история, факты которой тщетно искать в трехчасовой киноэпопее. В фильме, провал которого на европейском фестивале был запрограммирован. По той простой причине, что никто ничего не понял. Иностранный зритель, как, впрочем, и "свой", но плохо подготовленный, если и имеет понятие о событиях трехсотлетней давности, то весьма отдаленное. А потому вынужден был неотступно бороться со сложным текстом субтитров, испещренных незнакомыми именами и понятиями. Телезрители канала AРTE, где "Молитва за гетмана Мазепу" была показана на днях с синхронным переводом, имели хотя бы возможность сконцентрироваться на картинке. Как имела ее и я.

Визуальная канва "Молитвы" повергает в шок. "Какая муха укусила талантливого украинского режиссера Юрия Ильенко, чтобы с таким нездоровым интересом и непревзойденной истерией рыться в исторических мифах?!" возмущенно недоумевал на следующий день после премьеры корреспондент газеты "Килер нахрихтен". Это высказывание осталось гласом вопиющего в пустыне: традиционно благосклонная и тактичная по отношению к восточноевропейскому кино берлинская пресса, как мы уже отмечали в статье о фестивале, почтила фильм гробовым молчанием...

Искусственные театрализованные диалоги, бутафорские маски, передвижные алтари, перенасыщенные символикой, море крови, льющейся из черепов, бесконечные баталии, то и дело отсекаемые головы и необозримых размеров кровати... Последние вообще кажутся основным полем боя гетмана, роль которого в фильме исполняют три разных артиста и дюжина атрибутов. Не удивительно, что первый вопрос на пресс-конференции касался одной из многочисленных эротических, в том числе и гомосексуальных ("Да вы Толстого почитайте: то, что Петр I был голубой известная вещь!") сцен в фильме. На вопрос журналиста "Известий", почему Кочубеиха мастурбирует отрубленной головой мужа, ожидая исхода битвы, режиссер Ильенко взорвался: "А что, в Москве не мастурбируют? Да вы лишь тем и занимаетесь, что мастурбируете!" Исключительно благодаря дипломатическому таланту ведущего пресс-конференция не превратилась в бойню "ниже пояса". Из последующих ответов журналисты почерпнули, что фильм о Мазепе, задуманный режиссером 25 лет назад и ставший самой дорогостоящей кинопродукцией независимой Украины, ни в коем случае нельзя понимать как исторический. (Это все равно что пригласить на долгожданный украинский вечер и обкормить гостей японскими суши.) И что, с другой стороны, создатели фильма расценивают его как первый шаг к просвещению народа, осмыслению своей национальной истории. (Значит, если подать к суши достаточно горилки, то гости автоматически запоют на чистом украинском.)

В главных ролях заняты удивительные, необыкновенно талантливые украинские актеры Людмила Ефименко и Богдан Ступка. Это особое разочарование: их самозабвенная, полная отдачи игра фильм не спасает. В памяти еще свеж образ Богдана Хмельницкого, которого Ступка блестяще сыграл два года назад в киноэпопее польского режиссера Ежи Хофмана "Огнем и мечом" (по Сенкевичу). Кстати, в основу фильма и там легла материя, не менее взрывоопасная, польско-украинский конфликт в XVII веке. Но Ежи Хофману удалось подняться над обидами прошлого и преподнести историю лишенной националистических амбиций...

Позволю себе еще одно сравнение. Следуя в течение четверти часа за дотошной кинокамерой, фокусирующей крупным планом поруганные трупы батуринцев, плывущих по реке, я подумала о поездах из фильма "Аминь" Коста-Гавраса, демонстрировавшегося накануне в конкурсной программе. В фильме о Катастрофе не видно ни одного убиенного, но идут каждый день бесконечные вагоны туда и обратно, туда и обратно. На запад пустые, на восток полные. От этого у зрителя шевелятся на голове волосы...

Ни пресс-конференция, ни разговоры с умными людьми на последующем приеме в украинском посольстве, в том числе и с Богданом Ступкой, грустных мыслей не развеяли. В висках стучала единственная цитата из фильма, запавшая в душу: "Мазепа дал вам свободу. Все, что вы умеете делать, петь печальные песни и мечтать о свободе. А когда вам ее дают, не знаете, что с ней делать". Уже уходя из посольства, я столкнулась в дверях с Богданом Ступкой. Проказнически погрозив мне пальцем, он, очевидно намекая на мою прозападную ориентацию в силу длительного проживания за границей, посоветовал: "Не ходите на порнофильмы!" Не пойду. И другим не советую.

ИРИНА КОРНЕЕВА


Берлин



©   "Русская мысль", Париж,
N 4399, 07 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...