МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

ИЗРАИЛЬ:
Год правительству Ариэля Шарона

7 марта прошлого года Кнессет утвердил сформированное Шароном коалиционное правительство. Всем памятен предвыборный лозунг нынешнего премьера: «Только Шарон принесет мир». Еще быстрее, чем мир, израильтяне, согласно обещаниям кандидата, должны были обрести безопасность. Боевое прошлое Шарона внушало уважение. Однако положение с личной безопасностью израильских граждан за время его пребывания у власти не только не улучшилось, но заметно осложнилось.

С начала второй интифады палестинцы совершили более 11 тыс. террористических актов. Убиты (на момент написания статьи) 313 израильтян. Среди них 93 военнослужащих и сотрудников сил безопасности и 220 гражданских лиц. Около трех тысяч человек получили ранения различной степени тяжести.

Нежелание быть живыми мишенями вызывает жаркие споры в израильском обществе. Палестинцы воспринимают это как раскол и считают, что они недалеки от достижения своих целей насильственными методами.

Недавно глава Банка Израиля Давид Кляйн заявил, что у Шарона «нет времени заниматься экономикой». Гигантский кредит доверия, выданный обществом премьер-министру, начал иссякать, когда экономический кризис приобрел заметные масштабы: безработица перевалила за 10%, средняя зарплата и уровень потребления стали резко снижаться, а курс доллара еще более резко расти.

Но есть и другие важные показатели, изменения которых израильтяне не ощущают в повседневной жизни, но которые непременно повлияют на экономику в недалеком будущем. Это рост бюджетного дефицита, снижение экспорта, уровня промышленного производства, объема инвестиций.

Последней каплей, переполнившей чашу общественного терпения, стал госбюджет на 2002 год. На него возлагались большие надежды, так как бюджет в умелых руках может быть мощным инструментом для вывода экономики из кризиса. Даже «слабый» бюджет уже самим своим принятием способствует некоторому пробуждению экономики.

Бюджет на 2002 год возымел обратный эффект спровоцировал падение биржевых индексов и бегство населения от шекеля к доллару, что говорит о том, что общество разочаровано экономической политикой правительства. По мнению израильских экономистов, госбюджет-2002 это уродливый плод капитуляции Шарона перед нажимом различных лоббистов, в первую очередь религиозных партий.

Но самое главное это то, что мира нет и не предвидится. И никакого другого решения проблемы безопасности, кроме военного, у правительства нет. Но и военные меры ничего не дают, кроме нового витка эскалации.

Местные аналитики констатируют, что народ, скорее всего, охотно отправил бы все правительство в отставку. Это подтверждается результатами опроса общественного мнения, проведенного компанией социально-экономических исследований «Маркет уотч»: 52% опрошенных полагают, что правительство национального единства не принесет ожидаемого сплочения нации, а 57% выразили разочарование его политической деятельностью. Работой правительства по обороне и безопасности недовольны 61%, а в экономической сфере 78%. 62% полагают, что правительство недостаточно заботилось о рядовых гражданах. Наконец, 60% населения разочарованы деятельностью правительства в целом.

Сегодня рейтинг премьер-министра снижается катастрофически. По данным опроса «Маркет уотч», 53% не удовлетворены деятельностью Шарона, а удовлетворены лишь 42%. На вопрос, выполнил ли Шарон свои предвыборные обещания, отрицательно ответили 73%.

Резкое противостояние террористам и внятно объявленная настоящая война «интифаде» главное политическое достижение правительства Шарона. Другое несомненное достижение сам факт сохранения правительства национального единства. Невзирая на перманентные кризисы в столь разношерстном правительстве, где присутствуют такие «голуби», как министр иностранных дел Шимон Перес, и такие «ястребы» как министр инфраструктуры Авигдор Либерман, Шарон сумел сохранить правительство национального единства в столь трудный для Израиля час.

В активе у главы правительства политическая стабильность как внутри страны, так и за ее пределами. В этом отношении расчет был сделаан безошибочно. У правительства, вобравшего в себя и правый и левый фланги, не оказалось серьезной оппозиции. В отношениях с американской администрацией Шарону удалось добиться смены курса. Пропалестинская ориентация бывшего президента Билла Клинтона уступила место взвешенному и достаточно благожелательному для Израиля подходу нынешнего президента Джорджа Буша.

Тем не менее у Шарона, как считают многие израильские аналитики, нет никакой программы вывода страны из кризиса.

КОНСТАНТИН КАПИТОНОВ


Тель-Авив



©   "Русская мысль", Париж,
N 4400, 14 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...