МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

КИРГИЗИЯ:
Массовые беспорядки в Джалал-Абадской области

18 марта Токтогульский районный суд, начавший слушания 11 марта, должен был вынести, но так и не вынес приговор по делу оппозиционного депутата Бекназарова, председателя парламентского комитета прав человека. Семь лет назад Бекназаров, будучи следователем Токтогульской прокуратуры, закрыл дело об убийстве в драке, сочтя, что убийца действовал в пределах необходимой самообороны. Недавно дело было возобновлено, и убийцу осудили на длительный срок лишения свободы.

Прокурор потребовал приговорить Бекназарова к семи годам лишения свободы за превышение служебных полномочий. Адвокат подсудимого заявил, что дело сфабриковано, что суд практически отказал обвиняемому в праве на защиту, не приняв ни одного из ходатайств. В частности, Бекназаров требовал восстановить пропавшие восемь листов из материалов закрытого им уголовного дела Жапаралы Камчибекова, в которых были изложены самые необходимые сведения по делу. Судья и прокурор это требование игнорировали. Сам Камчибеков, ныне осужденный за убийство, был приведен в суд в первый день заседаний, но не смог давать показания: он выглядел страшно опухшим и избитым, его речь прервалась рыданиями. Присутствующие в зале стали возмущаться, раздались призывы взять в заложники прокурора и судью. Тогда Бекназаров сам попросил людей успокоиться и разойтись.

Как избиратели Бекназарова в Джалал-Абадской области, так и оппозиция в Бишкеке считают, что власти преследуют Бекназарова за его критические выступления против президента Аскара Акаева и правительства, в частности за обвинение их в неправомерной передаче КНР киргизской территории Узенги-Куш.

Сторонники депутата собрали в Ак-Сыйском районе более 24 тыс. подписей с требованием оправдать Азима Беканазарова. 11, 12 и 13 марта они пикировали здание суда. 13 марта милиция разогнала пикет силой, задержав на несколько часов около двадцати человек. 15 и 16 марта жители Ак-Сыйского района провели массовые митинги с требованием оправдать Бекназарова.

После полудня 17 марта сторонники депутата решили направиться в Токтогул, чтобы присутствовать при объявлении приговора Бекназарову. На автобусах и грузовых автомобилях, возглавляемые правозащитником Турсунбеком Акуновым, они направились в районный центр Ак-Сыйского района село Кербен и поселок Токтогул. В районе села Боз-Пиек дорогу им преградили руководители районной администрации и прокуратуры вместе с отрядом милиции. Они убеждали участников марша, что те действуют незаконно. В ответ толпа забросала представителей власти камнями. В итоге семь человек были ранены и госпитализированы. Милиция также задержала шестерых участников марша, среди них и Турсунбека Акунова.

В селе Кара-Джигач 17 марта собралось на митинг две тысячи человек. Из Кербена в Кара-Джигач власти направили два автобуса с вооруженными милиционерами во главе с главой администрации района. Районная администрация (акимиат) отдала распоряжение о закрытии всех торговых точек и базаров. К 22 часам митингующие окружили акимиат и РОВД. Омоновцы оттеснили их, но народ не стал расходиться. Демонстранты попытались захватить здание РОВД. Помещение инспекции по делам несовершеннолетних было сожжено дотла, здания паспортного стола и райотдела милиции частично охвачены пламенем. По официальным сообщениям, митингующие бросали в окна бутылки с зажигательной смесью и применяли огнестрельное оружие.

Беспорядки медленно распространяется по всей области. По официальным данным, четыре человека погибли и десятки людей, в том числе 47 сотрудников милиции, ранены. Министр внутренних дел Темирбек Акматалиев 18 марта на брифинге в Доме правительства обвинил в организации беспорядков некоторых депутатов Законодательного собрания. Генеральная прокуратура республики уже возбудила уголовное дело по факту беспорядков, но пока никто не задержан, оружие у населения также не изымали.

Возможно, суд над Бекназаровым стал лишь предлогом для протеста жителей юга республики, пишет обозреватель "Примы" Лариса Синицина. Это сложный регион с отсталой экономикой, здесь активно распространяются идеи различных исламских течений экстремистского толка. Местные земледельцы в прошлом году понесли крупные убытки, не сумев полностью реализовать урожай табака и хлопка, что привело к обнищанию крестьян и сокращению посевов. Кстати, в эти дни в стане митингующих впервые зазвучали и экономические требования. Неспокойно здесь и в плане межэтнических конфликтов: на юге Киргизии живет большая узбекская диаспора свыше 750 тыс. человек, а недавнее решение правительства республики, разрешившее продажу земли, облегчает миграцию узбекского населения в приграничные районы. Из-за дефицита земли и высокой плотности населения здесь часто случаются конфликты.

Дороги, ведущие в Ак-Сыйский и Токтогульский районы, в настоящее время заблокированы. В Джалал-Абадскую область подтягиваются дополнительно около 2 тыс. военнослужащих МВД.

18 марта премьер-министр Киргизии Курманбек Бакиев пообещал, что если ситуация обострится, то на юге страны будет введено чрезвычайное положение.

По сообщениям ИА «Прима»


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4401, 21 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...