АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА |
Тема выплат бывшим подневольным рабочим, в свое время трудившимся на Третий Рейх, периодически выплывает на поверхность как в Германии, так и в странах, во время Второй Мировой войны оккупированных Германией. Но часто желание платить по счетам остается на бумаге: есть некоторые трудности, к которым выплачивающая сторона не имеет отношения. На преодоление этих трудностей и направлен пилотный проект организации "Немецко-русский обмен" (НРО): "Добровольно против принуждения. Волонтерская помощь бывшим подневольным рабочим и жертвам нацизма из Центральной и Восточной Европы". Суть проекта состоит в том, что молодые люди из Германии и Восточной Европы как добровольцы работают по полгода в архивах, учреждениях и фондах, помогая бывшим рабам нацизма доказать свое право на компенсацию от Германии.
Средства на программу выделены фондом им. Роберта Боша и фондом "Встречи Востока и Запада". Партнеры "Мемориал" (Москва), "Польско-немецкое примирение" (Варшава), Объединение жертв Третьего Рейха (Варшава), объединение "Бывшие узники нацизма" и фонд "Понимание и примирение" (Минск), ряд других организаций.
Анита Херббинхаус, координатор проекта в НРО, рассказывает о смысле проекта: "Как правило, выплаты компенсаций наталкивается на целую сеть трудностей. Во-первых, сложно доказать, что кто-то конкретно работал подневольным рабочим почти никогда документов об этом нет на руках у бывших "остарбайтеров". Документы в архивах Германии и Польши доступны, но из архивов ФСБ в России их порой сложно получить. Часто материалов просто нет: что-то сгорело, пропало, было сознательно уничтожено. Бывшие принудительные рабочие сейчас уже очень старые в 1940-1945 гг. им было обычно по 16-25 лет; они часто не могут вспомнить, где они были и работали, а если вспоминают встает проблема доказательств. Есть еще одна проблема: у фондов, которые занимаются выплатами, очень мало ресурсов, а перерабатывать надо очень большое количество документов, к тому же их пересылать. Часто и о фондах можно сказать, что их эффективность снижается из-за субъективных факторов: например, организация в Москве, занимающаяся выплатами, это очень закрытая структура. Кроме всего прочего, есть еще проблема времени оно всегда работает против нас: бывшие "остарбайтеры" старые и часто больные люди, они могут просто не дождаться полагающихся им выплат".
Поэтому волонтеры НРО работают прежде всего с документами старых и больных людей с Украины, из Белоруссии, России и Польши. Добровольцы обрабатывают письма, полученные фондами, учреждениями и ведомствами от бывших подневольных рабочих, сравнивают с документами из архивов, другими материалами и, проведя своеобразное расследование событий, произошедших более полувека назад, помогают людям подтвердить свое право на компенсацию. Полученные в Варшаве, Минске и Москве материалы пересылаются в Берлин. Были случаи, когда по архивам жилищного ведомства в Берлине удалось подтвердить пребывание там нынешних граждан Белоруссии во время войны: великая вещь прописка в тоталитарном государстве!
Значительная часть работы переводы полученных писем на немецкий язык и работа собственно с бывшими подневольными рабочими. А вообще для русских и немецких волонтеров это ценная полугодовая практика по повышению квалификации, знания для кого немецкого, для кого русского или польского языков, приобретение опыта работы в архивах, взаимоотношений не только с учреждениями и ведомствами, но и с неправительственными организациями.
Например, Ася Мишина, доброволец из Красноярска, проходит практику сразу в двух структурах в Берлине: Ведомстве по выплатам жертвам нацизма, а также в организации "Контакты". "Контакты" занимаются сбором средств и непосредственной помощью бывшим подневольным рабочим, живущих в странах СНГ, прежде всего на Украине, из республик бывшего СССР давшей наибольшее число подневольных рабочих для Рейха. Порой сложно поверить в то, что Ася сообщает в своем докладе о поездке на Украину. Но во время каждого "путешествия" русско-украинскую сторону сопровождает немецкий радиожурналист, во-первых, помогающий перевезти через границу крупную сумму наличных денег (с банковскими переводами все куда сложнее), во-вторых, собственными глазами наблюдающий за жизнью бывших подневольных рабочих и распределением средств.
"Во время нашего путешествия в декабре прошлого года в общей сложности за четыре дня мы втроем глава "Контактов" Марина Шубарт, я и радиожурналистка Маргит Мьоск распределили между трехстами бывшими подневольными рабочими сумму, эквивалентную примерно 30 тыс. евро, пришлось поездить как по Киеву, так и по Украине, так как мы отдавали деньги не только представителям организаций бывших жертв нацизма из 15 областей Украины, но и непосредственно бывшим "остарбайтерам". Одной деревни, в которой живет 19 бывших подневольных рабочих, даже нет на картах... Каждый человек получал медикаменты или одежду на сумму от 50 до 500 евро либо деньги. Сумма зависела от того, насколько человек нуждается, болен ли он, нужны ли ему дорогостоящие медикаменты или операция. Большинство бывших рабов нацизма живут в ужасающей нищете, часто за колючей проволокой они потеряли вместе с молодостью и здоровье., Сумма в 50 евро кажется смехотворной, но если учесть, что пенсия составляет 20 евро, то это большое подспорье для стариков".
Агнешка Бачек, родом из польского города Седльце, учившаяся в Варшаве, проходит практику в Ведомстве по выплатам компенсаций бывшим подневольным рабочим и координационной группе, занимающейся поиском и обработкой документов, подтверждающих пребывание "остарбайтеров" в Берлине во время войны. В городском архиве Берлина находится два миллиона карточек на бывших подневольных рабочих все это надо переработать, составить электронный банк данных. В работе возникают трудности, которые сложно было предвидеть:
"Я много работаю с документами, кажется, с простой бумагой. Но о чем эти документы? О страданиях людей и их смерти. Волей-неволей сопереживаешь тем, кто трудился против своей воли. Если читать такую информацию по нескольку часов в день несколько недель, то очень тяжело психологически накапливается усталость и боль. Боль за то, что произошло с миллионами людей в двадцатом веке".
РОМАН ШУХЕВИЧ
Санкт-Петербург Берлин
© "Русская мысль", Париж,
N 4401, 21 марта 2002 г.
![]() ... |
|
|