МИР ИСКУССТВА

 

«Женщины и любовь»

Послесловие к выставке
парижского художника Владимира Чернышева

В Шату под Парижем, историческом для художников месте, неподалеку от "острова импрессионистов", находится "Дом для всех" клуб, которым заведует Каролина Ванденбуш. Владимира Чернышева она нашла по его сайту и, заинтересовавшись работами, предложила устроить выставку. Тема определилась сама собой. Сейчас идут переговоры о создании постоянной выставочной коллекции "Дома для всех", куда войдут произведения не только русских авторов.

Те, кто не попал в Шату, могут совершить экскурсию в Интернете по адресу: www.tchernychev.com и окунуться в стихию, живущую в воображении художника и выплескивающуюся на полотна. На выставке экспонировались 18 работ, в основном масло, но были и автолитографии.

Знающим парижский период творчества Чернышева (он живет во Франции с 1978 г.) может показаться, что живописные полотна, созданные в последние годы, им знакомы уже давно. Секрет в том, что в былые времена он отдавал предпочтение карандашу, а сегодня захотел увидеть прежние образы на холсте и в масле. Из-за этого даже двойную датировку сохранил.

Мечты и сновидения, фантазия на стыке возвышенного и земного. Нереальная реальность. Стилизованные создания. Некие женские символы: голубоватые лица, утрированно шарообразные груди короче, натуралистического подхода ждать не следует. Или утонченные девушки-бабочки и пышные, полуобнаженные зрелые красавицы. Красные и огненно-оранжевые оттенки любви, сине-черные Казановакраски ночи, теплые розовые или холодно-фарфоровые в передаче телесной плоти.

Два литературно-исторических персонажа присутствуют в экспозиции. Казанова, властитель сердец, наверное, мог быть и таким: мощный, высокий, под два метра, надменный и самоуверенный. Второй Евгений Онегин. Да, ловелас, "повеса пылкой", но чересчур зауженная талия, пустое без следа мысли лицо "уж не пародия ли он?"... В чернышевской трактовке стопроцентная пародия, вполне "современный человек", только современник не Александру Сергеевичу, а скорее нам с вами.

Еще один холст "Париж": три грации на фоне Эйфелевой башни, дань кубизму.

В "Весеннем ветре" копны волос, сдерживаемые старинной лентой, вибрируют, как и все пространство картины. Висящие по соседству "Танец огня" и "Танец цыганки" само движение, уносимое потоками воздуха.

Визитная карточка художника роскошные рыжие шевелюры его красоток, занимающие порой полполотна. Чернышев рисует радость жизни, ее удовольствия, веселье и блеск. Еще одна характерная черта творчества ирония, доходящая до гротеска, присутствующая почти во всех его работах.

В Шату выставлялось несколько работ не на "женскую" тему.

"Клонирование" было написано в 1983 году.

"Метаморфоза" философский анализ бытия; человек и моллюск, Танец цыганкижелток яйца, икринка, микроорганизм, одно выходит из другого, где первопричина? Шарообразное ядро начало не только человека, но и планеты, а может быть, и галактики. Круг символ жизни и ее цикличности.

В иных картинах прослеживаются элементы сценографии, и это неудивительно: после Ленинградского художественного училища имени Серова, Чернышев работал во многих городских театрах художником-декоратором.

Девять лет назад Владимир купил в маленькой деревушке Эрм в Центральном массиве большой дом то ли бывший постоялый двор, то ли еще что-то. Отремонтировал его и на 250 квадратных метрах разместил мастерскую. Прошлым летом пришла ему в голову идея устроить у себя день открытых дверей и показать соседям и приезжим результаты своего труда на пленэре. Чтобы читатель не решил, что художника занимают лишь эротические сюжеты, отметим, что в Эрме демонстрировались пейзажи, писанные в его окрестностях: леса, фруктовые деревья, цветущие поля, ульи и провинциальные площади. Идея оказалась удачной, и в этом году летом двери мастерской вновь распахнутся для любителей искусства.

Директор музея города Монастье-сюр-Газей, расположенного по соседству, пригласил Владимира развернуть экспозицию в своих владениях. К этому следует прибавить и ставшие уже регулярными персональные выставки Чернышева, устраиваемые в мадридском частном клубе, расположенном прямо напротив Прадо. Основное же событие текущего года участие в интернациональном проекте "Европастель". Осенью он будет показан в пяти городах Италии, а в 2003 г. переедет сначала в Санкт-Петербург, а потом в Москву.

ЕЛЕНА ЯКУНИНА


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4401, 21 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...