МИР ИСКУССТВА

 

ПАМЯТИ ЭДУАРДА ЗЕЛЕНИНА

ЗЕЛЕНИН
В ночь на 15 марта 2002 года в Париже на 64-м году жизни скончался
ЭДУАРД ЗЕЛЕНИН
Друзья, близкие и почитатели таланта покойного художника скорбят вместе с его семьей.

В ночь на 15 марта этого года на 64-м году жизни скоропостижно скончался в Париже русский художник Эдуард Зеленин, один из самых блистательных и независимых живописцев своего поколения. Его имя получило широкую международную огласку, когда он жил еще в СССР. Первый раз в 1974 г. в связи с его участием в "бульдозерной выставке", второй раз в связи с выставкой на ВДНХ в Москве (1975) и его арестом во Владимире. 147 московских художников и международная пресса поддержали Зеленина и заставили власти выпустить его на свободу за день до открытия экспозиции.

Эдуард Зеленин родился в Новокузнецке Кемеровской области в 1938 году. Начал рисовать очень рано. В 1954-1957 гг. учился в Свердловском художественном училище, а в 1957-1959 гг. в Ленинграде, в институте имени Репина при Академии художеств. В тот же период там учились Михаил Шемякин и Олег Григорьев, с которыми он подружился на всю жизнь.

В среде питерских коллекционеров и знатоков живописи имя Зеленина стало известно еще в конце 50-х. Похоже, что уже в двадцать с небольшим лет он был зрелым художником.

Из-за болезни он вернулся в Сибирь, к матери, долго лечился и упорно в одиночестве работал над новыми картинами, изучал иконопись, русское декоративное искусство, а переехав в 1971 г. в деревню Угор под Владимиром, увлекся русской церковной архитектурой.

Его цикл картин "Воспоминание о Владимире" поражает гармоническим построением, отточенностью письма, свободой фантазии, духовностью, радостью. Позднее он стал еще смелее вводить фантастический элемент в свои сюжеты, которые зачастую находятся на границе иррационального.

Он мечтал поехать в Европу, в Париж, откуда получал приглашения от друзей, но в выезде ему решительно отказывали. Выставляться на родине ему было негде, и в конце концов он подал заявление в ОВИР о выезде на постоянное место жительства за границу. В декабре 1975 г. он вылетел в Вену и вскоре появился в Париже. Его жена Татьяна с сыном присоединилась к нему через год.

Эти первые парижские годы были очень плодотворны для Зеленина. Он участвовал в больших выставках независимого русского искусства: во Дворце конгрессов в Париже (1976), в 1977 г. в Лондоне и на Биеннале в Венеции, в 1978-м в Токио. Он также участвовал в выставках в Вашингтоне, Западном Берлине, Бохуме, Констанце.

"Это были крупные события, вспоминал Зеленин, на эти выставки приезжали журналисты из разных стран, они освещались и в газетах, и на радио и телевидении. Тогда на Западе был большой интерес к современному русскому искусству, тем более что из Союза на Запад приехало много художников".

В 1979 г. Зеленин заключил контракт с галереей "Карпантье", но выдержал договорные условия только год: он обнаружил, что не может работать "на поток" и подлаживаться ко вкусам покупателей.

"Художественный вкус публики всегда немного отстает, говорил Зеленин. А художник это такой сложный прибор, который не только освещает свою эпоху, но и дает импульсы новому времени, хотя немногие могут эти импульсы воспринимать сразу. Но проходит время, и художника заново открывают".

Вновь обретя творческую свободу, он решил работать на избранных коллекционеров. В то же время укрепляются его связи с Россией. После перестройки он дважды ездил в Новокузнецк и подарил городскому музею больше тридцати работ. Он встречался с художниками в Москве и коренным образом пересмотрел свое отношение к русской живописи XIX века, придя к выводу, что это серьезное искусство и скоро эти художники будут пользоваться большим успехом.

В прошлом году картины Зеленина вызвали самый живой интерес на крупнейших аукционах в Лондоне. А в России была выпущена почтовая марка "Зеленин" и открытка с его сюжетом.

"Всеми корнями, формами, мотивами я сугубо русский художник, говорил Зеленин. Но в то же время художник всегда принадлежит миру. Так что, с одной стороны, я русский художник, но с другой стороны, вся Земля моя родина".

Так пусть же земля ему будет пухом, а картинам его долгая и славная жизнь.



©   "Русская мысль", Париж,
N 4401, 21 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...