АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА |
Это случилось: американские военные находятся в Грузии. Прибыли, как говорится, всерьез и надолго. А с ними геополитическая ситуация в Закавказье вступает в принципиально новую фазу, и можно предположить, что "грузинский опыт" постепенно охватит весь регион.
То, что в эпицентре новшеств оказалась Грузия, а не Азербайджан, объективно оправдано специфическими коллизиями кавказской геополитики, в которую как важные компоненты входят маршруты западных нефте- и газопроводов (БакуТбилисиДжейхан и БакуТбилисиЭрзерум). И хотя энергоресурсы исходят от Азербайджана, но "западная дорога жизни" проходит через раздираемую межнациональными конфликтами Грузию. Понятно, что для Вашингтона геополитическое положение Грузии приобретает особую роль в построении закавказской системы безопасности, что отчетливо осознали и в Кремле. Не подлежит сомнению, что происходящие в Грузии процессы не отвечают интересам ни России, ни ее стратегического партнера по региону Ирана, так как ведут к еще большему усилению позиций США в Закавказье. Все это происходит на фоне ужесточения риторики по отношению к Ираку, Ирану и Северной Корее странам из "черного списка" вашингтонской администрации.
На подготовку крупномасштабной войны в Персидском заливе указывает слишком многое. Так, директор ЦРУ Джордж Тенет провел переговоры с наследным принцем и вице-премьером Саудовской Аравии Абдаллой. Комментариев по этому поводу в прессе не было журналистам пришлось довольствоваться официальными сообщениями, что "в ходе переговоров обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес". Как известно, эта страна стратегический союзник США, и там дислоцирован американский контингент, а с авиабазы совершаются боевые вылеты в сторону Багдада. Кроме того, на минувшей неделе вице-президент Р.Чейни начал вояж по 10 странам Ближнего Востока. Цель заручиться поддержкой арабских лидеров для начала нового этапа "антитеррористической кампании", на этот раз у берегов Персидского залива. Однако если возможность бомбардировки иракских объектов кажется реальной, то на вопрос, станет ли Иран следующей мишенью американских Ф-16, ответить трудно.
С одной стороны резкие и категоричные заявления президента Дж. Буша, вице-президента Р.Чейни, министра обороны Д.Рамсфельда, зам. министра обороны П.Вульфовица и других по адресу Тегерана. Суть их в том, что Иран "главный экспортер террора в мире" и покровитель всех исламских террористических организаций. Но, с другой стороны, США явно проявляют осторожность и неуверенность. Иначе как понимать слова пресс-секретаря Госдепартамента Ричарда Баучера о том, что Вашингтон готов на диалог с Тегераном? Создается впечатление, что в Штатах никак не могут определиться с вопросом, начинать ли операции против Ирана. И еще одна существенная деталь: прежде чем начать действия, необходимо создать альянс антииранских союзников, а сделать это более чем сложно.
Важный фактор позиция большинства государств Западной Европы, выступающих за более взвешенные и продуманные отношения с Тегераном. Разумеется, они осуждают поддержку Ираном террористических, радикальных организаций, антизападную направленность внешней политики Тегерана и опасаются проводимых там работ по созданию собственного ядерного оружия. Однако вместе с тем европейцы продолжают поддерживать с тегеранским режимом торгово-экономические отношения. Когда американская компания "Коноко" разорвала соглашение о разработке месторождения нефти в Персидском заливе, ее место уже через два месяца заняла французская "Тоталь". Не следует забывать, что четвертая часть импортируемой европейскими странами нефти иранская. Поэтому возможная антитеррористическая акция США против Ирана, по мнению аналитиков, вряд ли будет столь монолитна, как в Афганистане. Судя по заявлению генсека НАТО Дж. Робертсона, европейцы пока не склонны поддержать жесткие меры США против Тегерана. Сомнение в их целесообразности выразила и бывший госсекретарь США М.Олбрайт.
Весьма непросто придется и Азербайджану как государству, поддерживающему антитеррористическую коалицию западных государств. Не будем забывать, что иранский режим, в отличие от бывшего режима талибов в Афганистане, легитимен. Иран признан мировым сообществом, является членом ООН и многих других международных организаций. Определенный просвет в последнее время благодаря усилиям дипломатов появился и в азербайджано-иранских отношениях. Готовится визит в Иран главы государства Гейдара Алиева. Правда, Иран постоянно меняет свою позицию по Каспию, поддерживает довольно дружеские отношения с Арменией, не открывает на протяжении многих лет азербайджанское консульство в Тебризе, проявляет откровенное недовольство присутствием в азербайджанском секторе Каспия западных инвесторов. Но важно помнить и другое: в Иране живет около 30 миллионов азербайджанцев, и возможные акции против Ирана вряд ли обойдут их стороной.
Но насколько же реальна опасность Западу, представляемая Ираном? По мнению аналитиков, существует ряд причин, объясняющих обеспокоенность Белого Дома. Прежде всего это поддержка Тегераном террористических группировок, угрожающих всему мировому сообществу. Другая причина планы Ирана в ракетно-ядерной области. По некоторым данным, Иран в ближайшие годы сможет обладать ядерными боеголовками и средствами их доставки, способными нанести удары по целям в США и Европе. По подсчетам специалистов, доля расходов на оборону в Иране составляет 3,7% от валового национального продукта. Это практически такой же показатель, как у России.
Но военная мощь Ирана может служить и сдерживающим фактором. Его не сравнишь с Ираком, где совершенно разрушена ПВО. Не следует сбрасывать со счетов и заявление командующего сухопутными силами страны генерал-майора Насера Мохаммадифара, подчеркнувшего, что войска находятся в полной боевой готовности и способны противостоять любой агрессии извне.
Если начнутся военные действия против Ирана, Азербайджан окажется в трудном положении. Баку, придерживающий прозападной ориентации, весьма заинтересован в усилении США в Закавказье в противовес России. Изоляция Ирана позволит его союзнику Турции реализовать стратегический план распространить свою сферу влияния не только в Закавказье, но и в Средней Азии. В перспективе это означает, что все южное "подбрюшье" России окажется под "колпаком" НАТО, что идет вразрез с интересами Москвы.
Однако нельзя забывать одну немаловажную деталь тесные отношения Тегерана и Москвы с Ереваном, единственным их союзником в регионе. Трудно представить, что Армения смирится с тем, что доминирующую роль в регионе получит Турция, ее извечный враг (между Арменией и Турцией нет дипломатических отношений). В этом с ней солидарны Москва и Тегеран. Интрига заключается еще и в том, что Иран, Армения и Греция связаны союзом, созданным два года назад в противовес ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия). Возникший как экономический, блок может перерасти со временем в военный. Не случайно, что против него выступает Москва, зато его поддерживает Вашингтон. Кроме того, Россия тоже военный союзник Армении. И если Еревану покажется, что "национальным интересам страны угрожают", то братские Россия и Иран не оставят его перед "турецкой угрозой", как пишут армянские газеты.
Факт, что турецкое влияние в Закавказье усиливается, но оно недостаточно. Армения не вписывается в "сценарий" Вашингтона. И потому США настойчиво хотят помирить турок и армян. Пока обе стороны выражают готовность, но одновременно выдвигают условия.
В этих условиях Азербайджану приходится балансировать. Лучше иметь спокойных и предсказуемых соседей в лице России и Ирана. И потому дипломатические усилия Баку сегодня направлены на налаживание конструктивных отношений с ними. С Москвой более и менее это удалось. А вот с Тегераном нет.
В рамках кавказской геополитики США "грузинские новшества" так или иначе работают на стратегические интересы Азербайджана, для которого безопасность Грузии имеет первостепенное значение. На данном этапе нет особой надобности форсировать процесс втягивания Баку под военный щит США (или Турции). Но несомненно, что начатая в Грузии тенденция со временем дойдет и до Азербайджана, ибо предполагает построение нового геополитического порядка. Этот процесс может быть еще и ускорен "стараниями" России и Ирана. По опыту предыдущих лет можно полагать, что если российские (и иранские) политики направят свои имперские амбиции и угрозы на Азербайджан, то окажут "любезность" многим. В этом случае Россия (или Иран) могут в очередной раз добиться обратного для себя результата ускорят бегство Азербайджана в "военные объятия" США, Турции и в конечном счете НАТО.
ИРАДА АГАЕВА
Баку
© "Русская мысль", Париж,
N 4402, 28 марта 2002 г.
![]() ... |
|
|