ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

«В духе хулиганских
школьных зарисовок»

Выставка «Мой Пушкин» на петербургской Пушкинской улице

Пушкин и Санкт-Петербург две константы русской культуры, и они всегда были неотделимы друг от друга. Поэтому, видимо, нет ничего удивительного в том, что проект, о котором пойдет речь, был задуман и осуществлен именно в городе Петра.

Очередная попытка взглянуть на поэта с необычной точки зрения носит название "Мой Пушкин". Название это, казалось бы, выглядит более чем безобидно и не обещает ничего экстраординарного. Однако судите сами...

Автор и куратор проекта Игорь Межерицкий, создавший его совместно с Антоном Сапеговым. Детище двух питерских художников включает в себя 34 рисунка, выполненных по формулировке самих авторов "в духе хулиганских школьных зарисовок в конце тетради", на которых Александр Сергеевич предстает в шокирующей обстановке и играет совсем не поэтические роли. Перенесенный волей авторов в наши дни, он является зрителю в качестве продавца в шаверме, сборщика цветных металлов, солиста стриптиз-шоу, содержателя притона, рэкетира, подглядывающего в женской бане, вора-карманника, преступного авторитета по кличке "Пушка"...

"В нашем проекте, говорит Игорь Межерицкий, мы вынимаем Пушкина из исторического контекста, помещаем его в наше время и пытаемся взглянуть на него сквозь призму обыденного сознания наших современников".

Под рисунками располагаются сопроводительные тексты, рис1составленные в духе милицейских протоколов о задержании, записей врачей психиатрических лечебниц или образчиков жаргона различных представителей городского дна. На первый взгляд, подобные художественные экзерсисы могут показаться просто-напросто хулиганской выходкой и кощунством над святым для русского человека именем поэта. А как объясняют содеянное сами авторы?

По словам Игоря и Антона, они стремятся привлечь внимание общества к проблеме талантливых личностей, оказавшихся волей судеб в невыносимых жизненных обстоятельствах, и ставят вопрос: "Писал бы Пушкин так стихи, живи он в наше время?" "Пушкиных много среди нас, уверен Межерицкий. Нужен лишь случай, чтобы Пушкин стал Пушкиным" .

Утверждение, конечно, спорное. Но отметим лишь, что даже столь странный и повергающий многих в шок творческий эксперимент подтверждает одну простую истину: имя Пушкина по-прежнему рис2много значит для людей, раз оно продолжает побуждать к действию. Его помнят, его знают, с ним смеются и плачут, любят и ненавидят.

"Мой Пушкин" Игоря Межерицкого, демонстрировавшийся в галерее "Арт-Полигон" (Пушкинская ул., дом 10), получил самые разные оценки публики тут было и восхищение юмором и фантазией авторов, и гневные выступления против осквернения национальной святыни. Кстати, протест против надругательства над светлым именем Пушкина принял самые радикальные формы: от попытки устроить кулачную разборку с организаторами выставки до начертания на стене галереи надписи, требовавшей в довольно грубой форме "не трогать Пушкина".

АЛЕКСАНДР ИЛЬИН


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4402, 28 марта 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...