МИР ИСКУССТВА |
Парижский оркестр под управлением Кристофа Эшенбаха исполнил интересную программу: в первом отделении состоялась французская премьера Концерта для трех виолончелей и оркестра Пендерецкого, а также прозвучал 5-й фортепьянный концерт Прокофьева; во втором Первая симфония Шостаковича.
С сентября 2000 г., сменив Семена Бычкова, Парижский оркестр возглавляет К.Эшенбах, известный пианист и дирижер, родившийся в Бреслау (ныне Вроцлав). Талантливый музыкант работал со многими оркестрами в США и Европе, дирижировал операми в крупных театрах мира, участвовал во многих международных фестивалях. В 1988-1999 гг. он был главным дирижером Хьюстонского симфонического оркестра и сделал его одним из лучших в США. Возглавив Парижский оркестр, К.Эшенбах сумел сплотить все инструментальные группы в единый организм, достигнув редкой гармонии. Два месяца тому назад оркестр триумфально гастролировал в США. С 2003 г., оставаясь во главе Парижского оркестра, Эшенбах станет и главным дирижером Филадельфийского оркестра.
В тройном концерте Пендерецкого (2000), мировая премьера которого состоялась в прошлом году в Токио, участвовали солисты Парижского оркестра: Эмманюэль Гоге, Эрик Пикар, Франсуа Мишель. Сочинение написано в традициях как барочных концертов (для нескольких солирующих инструментов), так и классических (для одного соло). На протяжении 35-минутного концерта, наряду с отдельными красочными соло, три виолончели часто играют поочередно (иногда вместе), но на протяжении единой темы и поэтому звучат как один инструмент. К сожалению, ни одна из трех виолончелей не проявляет своей особой звучности и темперамента: каждое соло находится в тени предыдущего, оставаясь как бы его отголоском. Такое построение, может быть, интересно в композиционном плане, однако у слушателей вызывает ощущение монотонности и однообразия. Несмотря на энтузиазм прекрасных солистов и оркестра, тройной концерт все-таки не оправдал надежд многих поклонников польского композитора.
Фортепьянный концерт Прокофьева произвел более сильное впечатление. Напряженная, динамичная партитура предстала в ярком, энергичном исполнении солиста и оркестра, между которыми было полное взаимопонимание и единство. Ефим Бронфман (родился в Ташкенте, с 1989 г. американский подданный) пианист высокого класса, гастролирующий по всему миру. Сложнейший концерт Прокофьева он исполнил свободно и органично, однако временами с налетом формальной механичности. Лучше всего прозвучала вторая, лирическая часть; впечатляющей была и четвертая, где оркестр и солист в едином порыве обрели богатую красочность. В последней части особенно ярко предстала феноменальная техника Бронфмана, который, кажется, побил все рекорды по темпам и мастерству игры на рояле. В финальных тактах пианист с бешеной скоростью обрушил на публику поток бурных фраз, эффектно закончив выступление взрывным аккордом.
Во второй части вечера прозвучала Первая симфония Шостаковича, дипломная работа 19-летнего композитора в Ленинградской консерватории. По своей мелодической красоте и полифоническому богатству, отточенной оркестровке и глубине замысла это сочинение стало центральным в исполненной программе. При исполнении симфонии Парижский оркестр как бы расцвел и обрел новое дыхание. Дирижер дал размеренные темпы и нужные акценты, максимально выявив суть и особенности этой юношеской партитуры.
Концерт был записан радио «Франс-Мюзик»; 23 марта в парижском «Сите де ла мюзик» оркестр вновь исполнил Первую симфонию Шостаковича.
ВИКТОР ИГНАТОВ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4403, 04 апреля 2002 г.
![]() ... |
|
|