МИР ИСКУССТВА |
Испокон веков, исключая времена наскальных рисунков, высеченных бескорыстными энтузиастами, значительные произведения архитектуры, скульптуры и живописи создавались по заказу богатых заказчиков. Спасибо меценатам и амбициозным властителям, по прихоти которых нам достались в наследство джоконды, давиды, римские фонтаны, венецианские дворцы и прочие творения человеческого гения.
Советские руководители тоже пытались материализовать свои амбиции. В 1937 г. на Всемирной выставке парижане увидели «Рабочего и колхозницу» Мухиной, воплотившей в нержавеющей стали политический заказ советского руковдоства на создание зримого пафоса тоталитарной социалистической системы. Оставив в стороне идеологическую составляющую, нельзя не признать, что это произведение заняло свое место в ряду классических творений монументального искусства.
Сегодня, 65 лет спустя, в Городке науки и промышленности парижского парка Ла-Виллетт до 28 апреля открыта выставка под названием «Mémoires de l'eau» («Память воды») с центральным экспонатом впечатляющим «артгидрообъектом» из плексигласа, металла и... воды. Его автор (в каталоге именуемый художником, инженером и моряком) Александр Пономарев из России.
Это сооружение представляет собой конструкцию из восьми полых прозрачных прямоугольных колонн шестиметровой высоты, заключенных в параллелепипед и установленных на металлическом основании площадью 3,5х2,5 м и высотой 1,5 метра. Колонны наполнены водой. В них с разной периодичностью погружаются и всплывают несколько десятков «субмобилей» (ныряющих прозрачных объектов). Общий вес конструкции 20 тонн, из них на воду приходится 12. На вопрос, почему выставку развернули в Ла-Виллетт, а не в более престижном месте Бобуре, Александр Пономарев с гордостью сказал, что в центре Жоржа Помпиду не нашлось помещения, пол которого может выдержать такую нагрузку.
Заказчик объекта и меценат, оплативший расходы по его созданию, - банк «Никойл ИБГ». Зачем ему такие хлопоты? Все очень просто и симптоматично. Банк построил для себя на юго-западе Москвы 13-этажное роскошное офисное здание единственное в столице России, удостоенное европейского сертификата. Вестибюль решили украсить чем-нибудь авангардным, динамичным и уникальным, не хуже того, чем встречают у себя в офисах посетителей зарубежные коллеги. Президент банка «морская душа» украшает кабинеты и холлы здания произведениями известных маринистов, морскими картами и моделями парусников. Возникла идея водрузить в вестибюле нечто, символизирующее водную стихию. Размеры этого «нечто» должны соответствовать раздольной кубатуре банковских интерьеров.
Осуществить желание заказчика взялся Владимир Пономарев, с середины 90-х активно занимающийся различного рода перформансами и инсталляциями, используя воду, металл и много чего еще (морские дымовые шашки, например), в помещениях и на открытом воздухе. Идей Пономареву не занимать. Он не ограничивается изготовлением «водосодержащих» объектов, графикой на гидрологических картах, съемкой видео- и фотосюжетов, экспонируемых затем на выставках, а запросто рисует граффити на плавающей подводной лодке и задымляет с помощью военных моряков остров площадью 3 кв. км в Баренцевом море для создания иллюзии полного его исчезновения. Вот это перформансы «по-российски» знай наших!
В данном случае фантазия завела Пономарева так далеко, что полностью реализовать ее в России оказалось невозможным. Понадобилась помощь французской фирмы «Синдар», изготовившей основную часть конструкции плексигласовые колонны и параллелепипед. Нужно отметить, что у этого детища творческой мысли автора очень много нянек как с российской, так и французской стороны, без помощи которых оно не смогло бы появиться на свет.
Раз большая часть работ по изготовлению и монтажу артгидрообъекта выполнялась во Франции, логично было обратиться к французской стороне с предложением выставить его на обозрение в Париже. И в этом был резон: по сравнению с тем, что зачастую демонстрируют здесь деятели современного искусства, российский объект выглядит более чем убедительно. Французская сторона активно участвовала в организации выставки, на которой, кроме основного экспоната (артгидрообъекта) представлены графика и коллажи Пономарева, а также инсталляция «Далай» (2001) с проекционным видео, звуком и... гидравлическим семнадцатиметровым лотком (!?), знакомым всем студентам строительных вузов, в учебных программах которых есть дисциплина «Гидравлика». Удивляться тут нечему: концептуалисты извлекают из суровых профессиональных будней любые предметы, чтобы наделить их философским смыслом.
Джон Боулт, искусствовед, критик и директор Института русской современной культуры в Лос-Анджелесе, оценивает экспонируемый в Ла-Виллетт артгидрообъект как «самый амбициозный проект А.Пономарева и воплощение междисциплинарного сотрудничества при его создании». Он считает, что «подобно культовым монументам прошлых цивилизаций, таким, как стелы майя и египетские пирамиды, "Память воды" потрясает размерами и монументальностью, весомой симметрией и возвышающим пафосом. Это выглядит так, как если бы Пономарев понял некую таинственную формулу космоса и, произведя тщательные вычисления, дарит теперь нам свои колонны, которые по своей метафизической структуре подобны слонам, держащим на себе мир, согласно вероисповеданию хинди».
Что и говорить, приятно, когда за рубежом так высоко оценивают работы современных российских художников. Французы оказали солидную информационную поддержку выставке: выпустили хороший каталог, а третий канал показал информационный материал, посвященный этому событию. Спасибо телевидению, но в данном случае лучше сходить и посмотреть эту выставку, что называется, живьем: «слонов» вы там, может быть, и не увидите, но впечатлений будет достаточно.
ВАЛЕРИЙ ГАНЧИКОВ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4403, 04 апреля 2002 г.
![]() ... |
|
|