МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Венесуэла:
Местный Альенде устоял

События в Венесуэле конца прошлой недели стали испытанием для демократии в Латинской Америке. За три дня президент Уго Чавес был смещен в результате государственного переворота и восстановлен в своих полномочиях с помощью народного восстания и поддержке большей части армии.

Стремительное развитие событий началось 11 апреля, когда во время массовой демонстрации в поддержку забастовки предпринимателей и профсоюзов против президента Чавеса в столкновениях с правительственными силами погибло 12 человек. Ночью группа высших офицеров взяла Чавеса под стражу, а Педро Кармона, президент влиятельного объединения предпринимателей, с помощью части военных и при поддержки Церкви и среднего класса возглавил временное правительство.

19 латиноамериканских правительств осудили подрыв демократии и путч Кармоны. Поспешили выразить свое удовлетворение свержением Чавеса только испанское правительство Хосе-Марии Аснара и американская администрация Джорджа Буша.

Кармона распустил парламент, Верховный суд и отменил конституцию 1999 года. Но эти диктаторские меры вызвали немедленную реакцию вооруженных сил, гордящихся своей традицией поддержки венесуэльской демократии.

В пятницу и субботу части армии, Чавес - возвращение к властиодна за другой, выступили против Кармоны и за конституцию, в то время как поднималось народное восстание, требующее возвращения Чавеса к власти. Тысячи людей начали спускаться с холмов, окружающих Каракас, чтобы направиться к президентскому дворцу «Мирафлорес» и к форту «Тиуна», где находился, по слухам, задержанный Чавес. Силы полиции и армии отказались противостоять народу.

Ранним утром в воскресенье Чавес вернулся с острова Орчила, где находился под стражей, и вновь вернулся к своим обязанностям, дав обещание, что не начнет «охоту на ведьм» и исправит свои свои ошибки.

Политический путь Чавеса

Венесуэла занимает стратегически важное положение: располагает вторым в мире запасом нефти и является третьим поставщиком нефти в США. Кроме того, она соседствует с Колумбией, где Вашингтон развернул самую важную после Афганистана операцию против контрабанды наркотиками и терроризма.

В течение десятилетий Венесуэла была Саудовской Аравией Латинской Америки, но в 80-х, с началом экономического кризиса, ее процветанию пришел конец. Последствием этого стало народное восстание 1989 г., жестоко подавленное президентом Карлосом Андресом Пересом, погибло две тысячи человек.

В то время Уго Чавес Фриас был офицером бригады парашютистов и руководил армейской подпольной организацией, вдохновленной идеями Симона Боливара. 4 февраля 1992 г. он организовал попытку свержения Карлоса Андреса Переса. На следующий год, после обвинений в коррупции, президент был смещен парламентом, а Чавес вышел из тюрьмы и в 1998 г. выиграл президенские выборы, набрав 56,5% голосов.

Чавеса можно критиковать за многое, но нельзя сказать, что он диктатор. Он, скорее всего, автократ, сочетающий в себе поразительную смесь левого популизма, глубокого католицизма и вульгарности. Этот военный последователь Боливара за последние три года выиграл на шести выборах. Но его правление вызвало сильный раскол в обществе Венесуэлы и напряженность в отношениях с США.

Придя к власти, Чавес принял ряд социальных мер в пользу бедных слоев населения и созвал референдум для выборов Национального учредительного собрания, которое в 1999 г. разработало новую конституцию.

Внешняя политика Чавеса ориентировалась на сотрудничество с нефтяными и развивающимися странами. Его дружба с Фиделем Кастро, визиты к Саддаму Хусейну и Муаммару Каддафи, неясное отношение к колумбийской марксистской герилье, а также его заявление о солидарности с Афганистаном (талибов) складываются в довольно ясную картину. Тем не менее Чавес действовал прагматически, оберегая страну от разрыва отношений с США, основным торговым партнером Венесуэлы.

Полгода назад Чавес указом ввел 49 законов, затронувших интересы влиятельных экономических групп и крупных землевладельцев (экспроприация неиспользованных земель, повышение налогов и т.д.). Тогда же начала падать популярность президента среди населения и военных, так как он не смог, как обещал, устранить бедность и коррупцию. В этих условиях предприниматели с помощью некоторых военных начали готовить переворот.

Венесуэле предстоят большие трудности, Чавес должен руководить разделенной и недовольной страной. Но важно то, что на континенте сохранилась демократия. Как пишет «Кларин», самая популярная газета Аргентины, «восстановление законного венесуэльского президента самый лучший результат событий не только для Венесуэлы, но и для всей Латинской Америки».

ПАТРИСИЯ КАЛИЩУК


Буэнос-Айрес



©   "Русская мысль", Париж,
N 4405, 18 апреля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...