МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Германия:
Крах Кирха

Сообщение о банкротстве
«КирхМедиа» (см. "РМ" N4404), ядра «Группы Кирха»,
вызвало самый крупный предпринимательский кризис в истории ФРГ

Медиа-магнат Лео Кирх родился в 1926 году в Баварии. Идти по стопам отца-винодела он не захотел и вначале подался в науку, защитил диссертацию и некоторое время работал в Мюнхенском университете. Однако скоро это ему надоело, и он полностью посвятил себя частному бизнесу. Быстро оценив блестящее будущее делавшего в ФРГ первые шаги телевидения, Кирх в середине 50-х основал компанию по перепродаже прав на кинофильмы. Именно он раскрутил на европейском кинорынке "Дорогу" Федерико Феллини, с чего и началась его успешная предпринимательская деятельность. Удача сопутствовала энергичному Кирху, и он начал закупать десятками и сотнями новые голливудские фильмы и сериалы. Быстро став главным поставщиком кинопродукции для немецких телеканалов, Кирх постепенно устранил всех серьезных конкурентов. А превратившись в фактического монополиста, молодой баварец стал диктовать свои условия. Например, заведомо успешные картины Кирх предлагал только в пакете с второсортными бесперспективными фильмами. На момент начала кризиса во владении Кирха оказалась коллекция фильмов, превышающая 10 тысяч наименований и около 40 тысяч часов телесериалов.

Первая катастрофа империи Кирха грозила в уже в начале 60-х. Тогда, закупив на корню пакет фильмов, Кирх столкнулся с трудностью его перепродажи. В конце концов первый немецкий телеканал АРД выложил деньги на стол и открыл дорогу дальнейшей экспансии Кирха. В начале 80-х Кирх превратился в одного из главных лоббистов закона о частном телерадиовещании в Германии, справедливо полагая, что чем больше телеканалов, тем больше возможностей для продажи кинопродукции. Кирх стал одним из основных акционеров САТ-1 первой частной телепрограммы в ФРГ, добавив к ней затем и другие общенациональные каналы. Однако уже в конце 80-х Кирху пришлось столкнуться с новым кризисом и только благодаря продаже части принадлежащих ему фильмов за несколько сот миллионнов марок удалось избежать разорения.

Все эти "мелкие неприятности" не излечили Кирха от его любви к риску. К моменту банкротства Кирх владел десятками фирм, так или иначе связанных с медиа-бизнесом, а также 40% акций издательского концерна Акселя Шпрингера.

В середине 90-х Кирх решил вложить крупные средства в развитие цифрового телевидения в Германии. Однако здесь чутье подвело опытного бизнесмена, и уже в конце 90-х пошли слухи о его скором крахе. Его платное телевидение "Премьер уорлд" оказалось полным фиаско и потребовало миллиардных капиталовложений, чтобы просто оставаться на плаву. Насколько серьезна ситуация стало ясно, когда Кирх продал 24% его акций медиа-гиганту Руперту Мердоку.

Последней каплей, от которой медиа-империя Кирха пошла ко дну, стала покупка у ФИФА прав на трансляцию матчей чемпионатов мира по футболу в 2002 и 2006 гг. за 1,7 млрд. евро. Расчет Кирха состоял в том, что он сможет потом перепродать эти права по частям за десятки миллионов долларов национальным телеканалам. Но многие телекомпании просто были не в состоянии истратить такие суммы. Так, британская Би-Би-Си была готова выложить за право транслировать все игры чемпионата в нынешнем году только 55 млн. фунтов, в то время как Кирх запросил 170. У французов же за право на трансляцию было затребовано 140 млн. долларов, что равнозначно годовому бюджету на все спортивные программы канала "Франс-2". Отчаянное положение кирховской медиа-империи с каждым днем становилось все яснее и послужило стартовым сигналом для начала дележа дышашего на ладан концерна.

Хроника банкротства

Что теперь?

Главная проблема этого самого крупного в истории ФРГ предпринимательского кризиса заключается в том, что найти внутринемецкое решение для "Группы Кирха" практически невозможно. В стране нет достаточно сильных инвесторов, которые работали бы в области СМИ, так как именно сам Лео Кирх уничтожил всю конкуренцию на германском рынке. Поэтому поиски идет за рубежом. Главные кредиторы Кирха, такие, как саудовский "нефтяной шейх" Аль Валид или голливудские киностудии, естественно, желают получать доход от своих вложений. Однако существует и другая категория инвесторов, тких, как Руперт Мердок и Сильвио Берлускони, которые давно хотят пробиться и укрепить свои позиции на немецком рынке. Однако именно здесь возникают трудности, особенно касающиеся Берлускони. В поразительной гармонии и власти ФРГ, и большинство владельцев различных немецких СМИ желают предотвратить появление этого нежелательного гостя на германской земле, хотя каждая из сторон преследует свои цели. Правительство видит опасность перехода "КирхМедиа" в руки Берлускони в том, что на немецком рынке появится не просто медиаконцерн, управляемый из-за рубежа (что само по себе не может нравиться никакому правительству), но к тому же находящийся в руках главы государства, что открывает возможность политизации части сферы массовой информации, а с ней и потерю объективности. Не случайно канцлер ФРГ уже высказал свои опасения по этому поводу. Владельцы же СМИ просто боятся допустить в заповедник волка, который со свойственной ему хваткой может через определенное время превратиться в главное действующее лицо и начать диктовать свои законы.

Крах Кирха, без сомнения, изменит немецкую карту СМИ. И от того, чьи руки возьмут бразды правления медиаконцерном, будет зависеть расклад сил в сфере массовой информации не только в Германии, но и во всей Западной Европе.

КАРЛ КУЯС-СКРИЖИНСКИЙ


Берлин Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4406, 25 апреля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...