ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Из жизни Надежды Ламановой

В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца
открылась выставка, посвященная
художнику-модельеру Надежде Петровне Ламановой
(1861-1941)

Большинство созданных ею вещей исчезли в водовороте великих перемен. До наших дней сохранилось лишь незначительное количество работ Ламановой, в музеях они представлены единичными экземплярами. Самым богатым собранием владеет Государственный Эрмитаж, который хранит 14 платьев с маркой в виде автографа Н.П.Ламановой, напечатанного золотой краской на белой шелковой ленте корсажа.

Два самых ранних платья визитное из сукна бежевого цвета и бальное из бледно-розового атласа и шифона, сшитые в 1890-х по заказу молодой императрицы Александры Федоровны.

Более поздний этап творчества художницы связан с увлечением стилем Ламановамодерн в середине первого десятилетия ХХ века: она создает платья из пластичных, мягких тканей пастельных тонов, силуэтом напоминающих латинскую букву S, украшает их изысканным декором. На выставке представлены два бальных туалета того времени бархатные платья с большими фигурными декольте, короткими рукавами и характерным кроем лифа слегка удлиненного, с напуском спереди. Платье цвета морской волны, отделанное нежным палевым кружевом, блестками под "перламутр", стразами и бисером, струится и сверкает, словно утреннее море. Другой наряд, более строгий, желтое платье с аппликациями. Эти наряды, а также бальный туалет из белого тюля, расшитого серебряными "мушками", и шифона на двойном чехле из атласа тоже выполнены для императрицы Александры Федоровны. В 1900 г. на вывеске мастерской Н.Ламановой появилась надпись: "Поставщик Императорского Двора".

В 1910 г. в ее костюмах все чаще появляются отголоски неоклассицизма, получившего широкое распространение в архитектуре и прикладном искусстве, они приобретают более простой, стройный силуэт. Лиф делается мягким, юбка прямой, узкой, часто с асимметричными тюниками разной формы. В собрании Эрмита этот период творчества Н.Ламановой представлен несколькими моделями. Среди них эффектное вечернее платье из ярко-зеленого атласа и черного шифона.

Она много работала и для театра для МХАТа, для Театра им. Вахтангова. Принимала участие в создании костюмов к "Вишневому саду", "Принцессе Турандот", "Гамлету" и другим спектаклям. На выставке представлены два сценических костюма Ламановой из Музея МХАТа, выполненные для знаменитой постановки "Женитьбы Фигаро" по эскизам А.Я.Головина.

Художница продолжала работать и после революции: учила студентов, сотрудничала в журналах и сыграла огромную роль в создании советской школы моделирования. В 1920-е Ламанова продолжала создавать новые модели модного костюма. Некоторые из них (например, три вечерних платья из собрания Эрмитажа) следуют общеевропейским тенденциям в моде, другие выполнены под сильным влиянием русского народного костюма. К сожалению, последние известны лишь по отдельным фотографиям и редким описаниям. Несколько подобных моделей были созданы модельером в содружестве со скульптором В.И.Мухиной в 1925 г. к Международной выставке в Париже, где были отмечены Гран-При "За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением".

"Костюмы Надежды Петровны Ламановой это сокровище внутри сокровищ нашей костюмной коллекции, говорит директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Это часть истории российской культуры и истории, которую хранят стены Зимнего дворца. Ламанова одевала русских императриц и их фрейлин, и, когда мы видим эти наряды, происходит некое мистическое оживление эрмитажных залов".

Между тем костюмы большей частью, увы, хранятся в запасниках. И остается только пожалеть о том, что в Петербурге до сих пор нет музея костюма.

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4406, 25 апреля 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...