МИР ИСКУССТВА

 

Сенсации юбилейного
«Балетного Бенуа»

В Большом театре прошла
десятая церемония награждения
лауреатов международной премии, учрежденной
Международной ассоциацией деятелей хореографии

За эти десять лет премия была вручена исполнителям и создателям балетных спектаклей из многих стран. Среди них хореографы Дж. Ноймайер, И.Килиан, Р.Пети, А.Прельжокаж, К.Карлсон, Н.Дуато. По числу премий рекорд держит Парижская опера: «Балетного Бенуа» удостоены восемь артистов и два спектакля «Парк» (1994) и «Символы» (1997).

Начатое в Большом театре Юрий Григорович и О.Дюпонпо инициативе Ю.Григоровича, присуждение и вручение премий в последние годы проходило в Париже, Варшаве, Берлине и Штутгарте. Теперь оно снова состоялось в Большом театре и вызвало особый интерес у московской публики: гала-концерты, на которых оглашаются имена лауреатов, дают возможность увидеть лучшие современные произведения и артистов мировой балетной сцены.

На юбилейный вечер прибыли зарубежные послы и российские министры иностранных дел Игорь Иванов и культуры Михаил Швыдкой. Среди почетных гостей были Михаил Горбачев, Юг Галь и Брижит Лефевр (директор Парижской оперы и руководитель ее балетной труппы), сэр Питер Устинов (член Французской Академии, посол при ЮНИСЕФ) и его сын Игорь Устинов (парижский скульптор, автор призовой статуэтки) прямые наследники династии Бенуа. Помимо многочисленных корреспондентов российских газет и журналов, событие в Большом театре освещали ряд телекомпаний, в том числе французский телеканал LCI. Вечер передавал (в записи) телеканал «Культура».

В категории «Лучший танцовщик» победителями стали Иржи Бубенчик (Гамбургский балет) и Джеффри Геродиас (Балет Алвин Эйли), «За жизнь в искусстве» художник Юрген Розе и нидерландский хореограф Руди ван Данциг, который выехал на сцену Большого театра в колеснице Фараона, взятой из балета Петипа «Дочь Фараона». В категории «Лучшая танцовщица» на премию претендовали выступившие в концерте пять балерин: Анастасия Волочкова (Большой театр); Орели Дюпон (Парижская опера); Рута Жизерскакайте (Нидерландский национальный балет); Светлана Захарова (Мариинский театр); Мария Эйхвальд (Баварский балет); Хитер Юргенсен (Гамбургский балет). По мнению публики, лучшей танцовщицей была С.Захарова, но премии получили А.Волочкова и О.Дюпон.

Истинный скандал разгорелся в номинации «Лучший хореограф», где были выдвинуты Вим Вандекейбус («Ультима Вес»); Кшиштоф Пастор (Нидерландский национальный балет); Алексей Ратманский (Копенгагенский международный балет); Ян Фабр (Авиньонский фестиваль) и Уильям Форсайт (Франкфуртский балет). Хореографию первого и последнего номинантов увидеть не удалось, ибо их артисты не смогли приехать, а в Большом театре, видимо, нет проекционной техники, чтобы показать видеозаписи, представленные на конкурс. Решением жюри «Лучшим хореографом» был объявлен У.Форсайт за балет «Слово Вирджинии Вулф» по роману Т.Уилленса.

Предваряя решение жюри, на сцене предстали фрагменты постановок только трех номинантов. Среди них был конкурсный опус Я.Фабра «Мои движения одиноки, словно бездомные псы», который исполнила Эрна Омарсдоттир солистка труппы «Трублейн». Экстремальный перфоманс знаменитого бельгийца, рассчитанный на эпатаж фестивальной публики, в академическом зале Большого театра оказался чрезмерно дерзким и эротическим. Почтенная публика, воспитанная на балетной классике, вдруг увидела получасовое соло крепко сбитой девушки, которая истерично орала, судорожно елозила по полу, мазала себе бедра маслом, истошно отрыгивала, а последние 10 минут агрессивно изображала мастурбацию. В зале нарастала злобная какофония: топот, свист, хлопки, гудение, грубые и оскорбительные выкрики...

Удивительно, что в программе вечера опус Я.Фабра, как и «Средний дуэт» А.Ратманского, оказался самым ярким, живым и современным. Руководители Парижской оперы комментировали его так.

Действительно, московская молодежь в одном из авангардных залов наверняка бы устроила овацию опусу Я.Фабра. Но чтобы показать его в Большом самой консервативной публике, нужна была некоторая отвага. Назовем этих отважных и поблагодарим их за широту и современность взгляда. Это члены международного жюри Ю.Григорович, А.Асылмуратова (Россия), Дж. Ноймайер (Германия), Д.Бомбана (Италия), К.Карлсон (США), А.Кельпин (Дания), А.Прельжокаж (Франция), Т. ван Шайк (Нидерланды), а также генеральный и художественный директора «Балетного Бенуа» Р.Никифорова и Н.Кудрявцева-Лури. Мужественно и дальновидно оценил ситуацию и Анатолий Иксанов генеральный директор Большого театра, который заверил, что через год «Балетный Бенуа» вернется на его сцену.

ВИКТОР ИГНАТОВ


Москва Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4410, 23 мая 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...