МИР ИСКУССТВА

 

В ожидании хореографа

Премьера «Золотой рыбки» Юлия Гальперина

Так уж повелось на белом свете, что и детям и взрослым хочется верить в чудо. Эту возможность в полной мере представляет жанр сказки.

Наверное, поэтому сюита из музыки к балету Юлия Гальперина «Золотая рыбка» интересна и детям, и их родителям. Каждый понимает и воспринимает по-своему этот незатейливый сюжет о поисках добра и счастья. Кто-то мыслит буквально, предметно, у кого-то возникают более сложные философские аллюзии.

Композитор (он же автор либретто) создал занимательный парафраз на тему «Золотой рыбки» по мотивам сказок европейских народов. Его сказка отличается отсутствием классического финала: действие заканчивается скорее вопросительным знаком, чем точкой. Герой, с помощью Золотой рыбки победивший Злые силы, найдя свое счастье, увлекается идеями новых странствий. Чем это оборачивается для него, остается неясным: каждый из зрителей может решить для себя по-своему эту недосказанность сюжета.

Герои заканчивают свою «сценическую жизнь» в водной пучине в царстве застывшего цвета и немоты: что это? начало нового измерения или крушение надежд?..

Музыка балета представлена в форме инструментальной сюиты, «ведомой» Фантомом сказки (пение, речитатив, художественное чтение), главным действующим лицом и в сюите, и в балете: ведущий, «режиссер», организатор пространства.

Двенадцать номеров сюиты, благодаря репликам Фантома, сотканы в единую ткань концерта-спектакля, причем текст иногда предваряет действие, иногда резюмирует происшедшее. Музыка сюиты, выражающая широкую амплитуду чувств от тонкой лирики до гротеска, представлена чередой классических балетных номеров: Адажио, Вариации, Вальс...

Музыкальный язык, опирающийся на балетную классику ХХ века, удачно сочетает в себе новаторство и традиции, что вообще характерно для музыки Юлия Гальперина.

Партитура написана для нонета и фортепьяно (плюс ударные). Этот состав, включающий девять главных инструментов симфонического оркестра, стал популярным в последней четверти ХХ столетия, а истоки его восходят ко времени довольно отдаленному началу XIX века (Луи Шпор).

Совместная работа Юлия Гальперина с ансамблем «Аd Novem» оказалась плодотворной: родилось сочинение с яркой ансамблевой музыкой, выпуклым «вокально-речевым» планом бас-баритона (Василь Слипак). Чувствуется, что эта работа была сделана не наспех и ее участники собрались не случайно: и Василь Слипак (Национальная оперная студия при Опере на пл. Бастилии), записавший несколько лет тому назад компакт-диск с вокальным циклом Юлия Гальперина на стихи Пушкина, и музыканты «Аd Novem» давнишние друзья-соратники композитора (ансамблю и посвящена музыка сюиты).

Приглашением на концерты, состоявшиеся в нескольких различных залах Парижа (премьера в Русском культурном центре), стала яркая афиша режиссера, художника-мультипликатора Александра Бубнова.

Хочется надеяться, что успешный дебют «Золотой рыбки» повлечет за собой удачное продолжение работы: будет поставлен балет, который станет подарком и детям и взрослым.

АЛЕКСАНДР БЕЙДЕР


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4410, 23 мая 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...