СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Дума между коммунистами и дорогами

ЦК КПРФ исключил из партии
Селезнева и Кo

На прошлой неделе Дума совершила много разнообразных деяний. Депутаты приняли в третьем чтении очередные поправки к Налоговому кодексу и к закону «О гарантиях избирательных прав граждан» (см. статью В.Прибыловского и Г.Белонучкина в этом номере), во втором чтении поправки к закону о Центробанке и Арбитражно-процессуальному кодексу. Депутаты даже успели пособачиться с министром чрезвычайных ситуаций Сергеем Шойгу. Кроме того, депутаты пришли к компромиссу с правительством по вопросу источников финансирования дорожного строительства.

А главный внутриполитический сюжет минувшей недели был связан с очередным этапом «реструктуризации» Думы (именно так предпочитает называть процесс повторной дележки комитетов председатель комитета по регламенту, «медведь» Олег Ковалев).

Скандал в неблагородном семействе

Как известно, в начале апреля по инициативе коалиции «четырех фракций» («Единство», ОВР, «Народный депутат» и «Регионы России») в Думе произошло перераспределение комитетов, точнее председательских постов, от коммунистов к некоммунистам. В результате семь «левых» комитетов поменяли начальников, а с оставшимися четырьмя комитетами и одной комиссией вопрос завис. Двух коммунистов: Светлану Горячеву (комитет по делам женщин) и Виталия Севастьянова (мандатная комиссия) с постов сняли, но никого на их место не назначили. Оставшиеся три товарища: Николай Губенко (комитет по культуре), Виктор Зоркальцев (комитет по общественным и религиозным организациям) и Валентин Никитин (комитет по делам национальностей) гордо подали заявления об отставке.

Симоненко и Зюганов: партийный поцелуй

Дурной пример заразителен

Делегаты прошедшего 26 мая объединительного съезда «старой» и «новой» компартий Украины исключили из своих рядов президента Украины Леонида Кучму, экс-президента Леонида Кравчука и экс-спикера украинского парламента Ивана Плюща. В вину им вменена бездеятельность в рядах КПУ после развала СССР.

«Объединенная» компартия Украины создана на базе КПУ, зарегистрированной в октябре 1993 года. Ее лидером избран народный депутат Украины Петр Симоненко, а партия объявлена официальной правопреемницей компартии Украины советского периода.

Возникшая неопределенность тянулась до 22 мая. Заседавшие в промежутке собрания, пленумы и президиумы функционеров КПРФ, рассматривая думскую ситуацию вообще и персональное дело товарища Геннадия Селезнева в частности, пришли к выводу, что высокие думские посты несовместимы с членством в партии.

22 мая комитет по регламенту внес на рассмотрение палаты пакет постановлений: удовлетворить прошения коммунистов об отставке, ликвидировать комитет по делам национальностей, слить культуру с общественными организациями, а также произвести в структуре Думы другие, более мелкие улучшения. На заседании, однако, депутаты отказались отпустить Губенко, Зоркальцева и Никитина и проголосовали за восстановление в должности Горячевой и Севастьянова «за» голосовали 240 депутатов, в том числе «Единство» и ОВР солидарно, а «Народный депутат» и «Регионы России» практически солидарно.

Разумеется, случайно такие вещи не происходят. Очевидной целью всей комбинации было поставить коммунистов-председателей перед выбором: партия или комитет. Двое оппортунистов сделали выбор прямо на заседании. Губенко заявил, что ради «отрасли» готов на любые жертвы, а Горячева что не может бросить комитет и пренебречь наказами избирателей. Позиция остальной тройки официально не заявлена, но, по слухам, они собираются еще раз проситься в отставку.

25 мая пленум ЦК КПРФ исключил из партии отступников: Селезнева, Губенко и Горячеву. Многие коммментаторы поспешили заявить о расколе в компартии. Раскол-то он, конечно, раскол, но как-то трудно представить себе коммунистического избирателя, который, услышав об исключении Селезнева или даже любимого артиста, пойдет и с горя проголосует за «Единую Россию».

Дорогие дороги

В 2000 г. Дума, понукаемая заместителем министра финансов и по совместительству отцом перманентной реформы российской налоговой системы Сергеем Шаталовым, приняла принципиальное решение об отмене оборотных налогов. В частности, с 1 января 2003 г. должен был быть отменен налог на пользователей автомобильных дорог, составляющий сейчас 1% с оборота. Поскольку все платежи по этому налогу поступают в бюджеты субъектов федерации (точнее, в их дорожные фонды такие особые внутренние кармашки губернаторов, из которых, как предполагается, происходит финансирование дорог), то в момент, когда в Минфине приступили к рисованию набросков бюджета-2003, субъекты начали борьбу за свои права, угрожая коллапсом дорожного строительства.

Первоначально встречные предложения правительства предполагали частичную компенсацию выпадающих доходов (130 из 180 млрд. рублей), при этом кабинет продолжал настаивать на ликвидации дорожных фондов. Деньги должны были взяться из нескольких источников. Правительство соглашалось передать в регионы 80% отчислений от земельного налога и 1,5 процентных пункта от поступлений по налогу на прибыль. Кроме того, было предусмотрено введение транспортного налога (иначе говоря, увеличение налога на автомобили в 10 раз) и повышение на 70% акцизов на бензин. Обе эти меры, мягко говоря, не рассчитаны на одобрение со стороны избирателей, на что Минфину, разумеется, наплевать, а депутатам отнюдь.

Вышеизложенные правительственные замыслы вызвали бурный и единодушный протест что в Думе, что в Совете Федерации, что в губернаторских массах. Довольно быстро правительство уяснило, что никаких шансов провести соответствующие поправки через парламент у него нет, и пошло на переговоры (бюджет-то верстать надо, а как это сделаешь, если непонятно, какие в 2003 г. будут налоговые ставки). Обсуждали, обсуждали и дообсуждались вот до чего. Субъекты получат полную компенсацию. Либо все полученные ими в качестве компенсации средства, либо их часть могут «временно», как выразился Сергей Шаталов, носить целевой характер; таким образом, дорожные фонды сохраняются. От налога на прибыль регионы получат не 1,5, а 4 процентных пункта. Ставки акциза на бензин будут индексированы только на 45%, а налог на автовладельцев будет увеличен самое большее в 5 раз, причем решать это будут на местах.

Компромисс не устроил две думские фракции: коммунистов (с аграрным придатком) и «Яблоко». Зампред комитета по бюджету Сергей Штогрин из агропромышленной группы, выступая от имени левых, привел несколько причин, по которым компромисс нехорош. Он бьет по автовладельцам, которым придется платить 650 рублей налога (вместо 100) за «Жигули» и больше 10 тысяч рублей за «КамАЗ» (для Москвы это суммы, особенно по «Жигулям», нестрашные, но в Кировской, скажем, области 600 рублей это деньги). Кроме того, в результате предложенного повышения акцизов цены на бензин повысятся в среднем на 2 рубля за литр, и это повышение по цепочке распространится на все товары и услуги. Одним из побочных результов увеличения доли акциза в цене бензина (по подсчетам Штогрина, до 36%) будет рост предложения «левого», «самопального» бензина», которого и при нынешнем уровне акцизов на рынке едва ли не больше, чем «законного». В сухом остатке: оставить налог на пользователей автодорог в 2003 г., ставку уменьшить в два раза, ставки акцизов резко не повышать.

Аргументация «яблочников» состояла в том, что компромисс выгоден крупному бизнесу и невыгоден гражданам. Что повышение акцизов невыгодно гражданам (и негражданам, и юридическим лицам тоже), кто бы спорил, но почему отмена налога с оборота выгодна только крупному бизнесу решительно непонятно. Видимо, «яблочникам» понятно, иначе они не писали бы в своем заявлении по «дорожному» налогу, что «правительство могло бы рассмотреть иные возможности снижения налогового бремени, выгодные не только для бизнеса, но и для граждан». Можно, конечно, предположить, что бизнесом в России занимаются исключительно роботы, вампиры и прочие русалы, хотя данные визуального наблюдения этому противоречат. Так или иначе, осудив правительство и думское большинство за потворство бизнесу, фракция предложила оставить налог (1% с оборота) еще на 1-2 года, при этом собранные средства направить на снижение единого социального налога (обложение зарплаты).

Все остальные остались довольны компромиссом. Георгий Боос (ОВР) от имени всех фракций «четверки» выступил с натуральной тронной речью, в которой изложил трогательную историю о том, как из гадкого правительственного утенка отважным думцам при поддержке несгибаемых сенаторов удалось вырастить прекрасного лебедя. Вопроса о том, почему дорожным строительством в России занимаются губернаторы и их уполномоченные деловые партнеры, причем исключительно на деньги налогоплательщиков, никто на заседании не поднял.

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВСКАЯ


Москва



©   "Русская мысль", Париж,
N 4411, 30 мая 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...