ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Французские смотрины
российского самолета

Россия предлагает не сырье, а продукцию
на уровне мировых стандартов

В один из майских вечеров ведущая программы новостей самолет-пожарникканала ТФ-1 сообщила, что на Средиземноморском побережье французские специалисты наблюдают и оценивают рабочие полеты самолета-пожарного, и с легким изумлением добавила: «Что интересно, он русский!»   На снимке: «Пожароубийца» Бе-200

На телевизионном экране можно было видеть, как красивый бело-красно-синий самолет-амфибия, двигаясь с большой скоростью по морской акватории, набирал в свой корпус воду, взлетал, направлялся к берегу и на бреющем полете накрывал лес огромным водяным шлейфом, а затем разворачивался, возвращался к морю, садился на воду, и все повторялось снова.

Это детище Таганрогского научно-технического комплекса им. Г.М.Бериева и Иркутского авиационно-производственного объединения многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Его макет «Авиаэкспорт» демонстрировал на международном авиасалоне в Бурже в 1991 г. как результат научно-технического прорыва советских ученых и инженеров в будущее. Возникшие затем финансовые проблемы привели к тому, что реальный самолет появился на авиасалоне лишь в 1999 году.

Самолет-амфибия Бе-200 в зависимости от модификации может бороться с пожарами, выполнять поисково-спасательные работы и морское патрулирование, перевозить людей и грузы на расстояние до 1100 км в места, где нет возможности строить сухопутные аэродромы.

Французов заинтересовали возможности самолета тушить пожары. Леса на юге страны (особенно на Средиземноморском побережье) горят каждый год. Причины тому разные: продолжительные засухи, удары молний, неосторожность в обращении с огнем и умышленные поджоги. (В Италии поджоги практикует строительная мафия, освобождая таким варварским способом земли под новые застройки. В России поджигатели орудуют по заказу лесной мафии. С точки зрения российского чиновника, сгоревший лес пустое место, где ничего нет, поэтому тот, кто после пожара вывозит обгоревшие, но пригодные для переработки на лесоматериалы деревья, для него просто чудак, а не вор. А от таких «чудачеств» уже недалеко до экологического терроризма: сибирская и дальневосточная тайга полыхает на десятках тысяч гектаров.)

Ущербы от лесных пожаров огромные. Возгорания возникают чаще всего в труднодоступных местах, куда добраться по земле с пожарным оборудованием сложно. При помощи вертолетов и парашютистов-пожарных можно ликвидировать только небольшие очаги огня. А если пожар начался в ветреную погоду, да еще верховой, когда полыхают кроны деревьев, бороться с ним можно только с помощью специально оборудованных самолетов. Существующие сегодня во Франции самолеты такого типа весьма скромны по техническим возможностям.

Бе-200 считается самым эффективным «летающим пожарником» в мире. В таком варианте он оборудован восемью танками, вмещающими 12 тонн воды, и специальными емкостями объемом 1,2 куб. м для пенообразующих химических агентов. Всего за 14 секунд (!) он набирает воду в водоемах глубиной больше двух метров и при высоте волн до 1,2 метра. Высокая интенсивность доставки воды позволяет эффективно бороться с огнем. Недаром американцы назвали Бе-200 «fire killer» («пожароубийца»). Самолет сертифицирован по всем стандартам американского и европейского авиационных регистров. Двигатели по желанию заказчика: украинские или фирм БМВ-«Роллс-Ройс» и «Аллисон». Навигационное оборудование российское и американское. В пассажирском варианте оборудование салона выполняет английская компания «Эй-Ай-Эм авиэшн». Немецкий журнал «Флюг ревю» пишет четко: «В данный момент у Бе-200 со стороны других реактивных амфибий конкурентов нет». Цена этого чуда техники более чем привлекательная. Казалось бы, ясно надо брать! Но... французские специалисты все еще находятся в состоянии раздумий.

Но сейчас очевидно, что Россия заняла ключевые позиции в гидроавиации. В «Обзоре российской авиационной промышленности», выпущенном министерством торговли США, отмечается, что рынок самолетов-амфибий в мире имеет особые перспективы, а российские производители (с самолетом Бе-200) приоритетные шансы в его освоении. О своих планах приобрести эти самолеты объявили несколько европейских авиакомпаний, страны Юго-Восточной Азии, в том числе Южная Корея, и КНР. Патрульные самолеты хотят купить в Латинской Америке.

Закупка Францией этих самолетов стала бы значительным и принципиально новым шагом в развитии экономических отношений между нашими странами, так как в данном случае Россия предложила не традиционные сырьевые продукты и энергоносители, а наукоемкую продукцию на уровне мировых стандартов.

ВАЛЕРИЙ ГАНЧИКОВ


Париж



©   "Русская мысль", Париж,
N 4411, 30 мая 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...