ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Черный квадрат» в Эрмитаже

Собрание Государственного Эрмитажа пополнилось знаменитой картиной Казимира Малевича (1878-1935) «Черный квадрат» (1913), которая до недавнего времени была собственностью Инкомбанка, проходящего сейчас процедуру банкротства

В 20-х числах июня картина будет выставлена в отдельном зале, а затем станет основой коллекции живописи ХХ века в Эрмитаже, дополнив «Композицию N6» Василия Кандинского, «Танец» Анри Матисса и «Три грации» Пабло Пикассо.

В феврале этого года совет кредиторов банка одобрил передачу «Черного квадрата» Эрмитажу для проведения технической экспертизы, так как лаборатории музея располагают самым современным оборудованием. 19 марта знаменитую работу Малевича доставили из Москвы в Санкт-Петербург. Специалисты изучили холст, грунт и краски, провели экспертизу надписи на обратной стороне полотна («Супрематизм. Черный квадрат номер 2. 1913 год. К.Малевич»), почерк и манеру наложения красочного мазка, сравнили их с другими произведениями Малевича, обнаружили даже отпечатки его пальцев на краях полотна. Проведенные работы позволили дать твердое заключение: «Никаких несоответствий техники, материалов, почерка по времени и авторству картины не обнаружено».

13 апреля 2002 г. картина, подлинность которой подтвердила экспертиза, должна была появиться на аукционной распродаже корпоративной коллекции Инкомбанка, которую проводил аукционный дом «Гелос». Однако этого не произошло: министерство культуры РФ решило воспользоваться приоритетным правом государства на ее приобретение. 23 апреля был издан приказ министерства, который предписывал Эрмитажу заключить с Инкомбанком договор купли-продажи, оформить прием картины и поставить ее на музейный учет.

25 апреля директор Эрмитажа М.Пиотровский заключил договор купли-продажи с конкурсным управляющим Инкомбанка А.Евсиным, а уже на следующий день на счет банка перевели миллион долларов. Эта сумма была определена независимым экспертом членом Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата Г.А.Путниковым, свидетельством квалификации которого служит признание его заключений страховой компанией «Ллойд». Впрочем, если бы произведение К.Малевича продавалось на аукционе за рубежом, это была бы лишь его стартовая цена так, в 1999 г. на аукционе «Филипса» менее ценная «Супрематическая композиция» Малевича (1919-1921) годов ушла за 17 млн. долларов. Однако продавать «Черный квадрат» на Западе Инкомбанк не имел права, так как это полотно внесено в реестр национального достояния, не подлежащего вывозу за границу, а цены на российском художественном рынке значительно ниже зарубежных.

Деньги на покупку картины пожертвовал глава холдинга «Интеррос» Владимир Потанин, который уже давно помогает Эрмитажу: при его содействии отреставрированы залы министерства иностранных дел, восстанавливается арка Главного штаба, осуществляются издательские проекты.

«Черный квадрат» Казимира Малевича, пополнивший коллекцию Эрмитажа, один из четырех, знаменитый тем, что был выставлен в 1935 г. у гроба художника во время его похорон. Это полотно и два портрета работы Малевича были унаследованы вдовой художника, а после ее кончины в 1991 г. перешли к ее племяннице, жившей в Саратове, которая и продала их Инкомбанку.

На «Черный квадрат» претендовал также Русский музей, обладающий крупнейшим в мире собранием работ Казимира Малевича и одним из вариантов «Черного квадрата», выполненным художником в 1924 г. для венецианской выставки вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом» (два других «Квадрата» хранятся в Третьяковской галерее). Однако, когда вопрос решился не в пользу Русского музея, его директор Владимир Гусев заметил: «Мы рады за Эрмитаж, который стал обладателем самого большого и самого черного «Черного квадрата»».

Похоже, с приобретением этой картины Эрмитаж заявил о новом этапе в своей деятельности. Михаил Пиотровский этого не скрывает: «Впервые за последние 80 лет наш музей начал приобретать вещи экстра-класса. Это проявление заботы о наших зрителях, которым мы хотим показать главные картины ХХ века».

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА


Санкт-Петербург



©   "Русская мысль", Париж,
N 4411, 30 мая 2002 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

 ...